(ТЁПЛЫЙ ДОМ)
Ольга САМОШИНА
Досье: Ольга Борисовна САМОШИНА Родилась 7 июля 1960 года в Ленинграде. Окончила ЛГИТМиК (1981) и поступила в труппу Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, с 1990 года - актриса театра «На Литейном». Заслуженная артистка России (1998). Лауреат премии «Золотая маска» (1998). Замужем за актером Константином Воробьевым, дочь - Полина Воробьева. Снялась в фильмах: «Противостояние» (1985), «Фуэте» (1986), |
«Исключения без правил» (фильм «Экскурсант», (1986), «Арифметика убийства» (1991), «Зимняя вишня» (1995), «Перекресток» (1998), «Хрусталев, машину!» (1998), «Черный ворон» (2001), «Не ссорьтесь, девочки!» (2004), «Гарпастум» (2005). |
Родители дали дочери огромный запас внутренней силы и любви. Ольга Самошина могла бы подписаться под строчками из материнского дневника: «...Благодарю судьбу за то, какой теплый, родной был наш дом. И какая огромная любовь к нам, детям. В меня перешла моя мама. Ее высокий эмоциональный мир, ее распахнутость к людям. Беззащитность, легкость ее... Отсюда - острая ранимость. И в то же время - самостоятельность, гордость, независимость».
Ольга Самошина
Как и родители, Ольга стала актрисой. Училась в ЛГИТМИКе, на курсе Рубена Агамирзяна, где нашла свою любовь - Костю Воробьева. В дипломном спектакле о защитниках Брестской крепости «В списках не значился» он сыграл главного героя, юного солдата Плужникова, она - тетю Христю. Стать и дородность Ольги Самошиной, ее человеческий опыт располагали к возрастным ролям. И она, молодая актриса Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, с радостью играла кумушек, тетушек, матушек...
В спектакле «Банкрот» (Свои люди - сочтемся)
Но все же любимой ролью в театре на Итальянской стала Шура Подрезова в спектакле «Восточная трибуна» по пьесе А. Галина, где рассказывалось о встрече бывших одноклассников, прошедших непростые испытания жизнью.
В спектакле «Екатерина Великая»
Ее отважная готовность распахнуть душу перед зрителями была разгадана в Театре на Литейном. По силе чувств «самошинские» персонажи не имели равных: Екатерина Великая, Гонерилья, Тойбеле, Джоззи... Да и все нынешние героини актрисы не мыслят своей жизни без любви. Даже комичного Фому Фомича из «Села Степанчикова» ее генеральша делает предметом своего духовного обожания. И мадам Роза в спектакле «Вся жизнь впереди», зная о неминуемом конце, счастлива до последнего мгновения. Потому что любит.
В фильме «Противостояние» (1985)
«Увы, в жизни я многое слишком болезненно воспринимаю, - сетует актриса. - Порой думаю, что у меня за глаза, почему я вижу только недостатки? Наверное, потому, что они есть во мне».
В фильме «Исключения без правил» (1986)
Для Ольги Самошиной театр - это вся жизнь. Когда актриса идет по коридорам ТЮЗа гримироваться для спектакля «Очень простая история», всегда вспоминает, как еще совсем маленькой бродила тут, пока папа играл на сцене Дон Кихота, или как сидела в зале и плакала. И как была счастлива оттого, что, хотя Дон Кихот умер, они идут вместе домой, крепко взявшись за руки.
В фильме «Фуэте» (1986)
Не только театральные, но и киногероини Самошиной - беззаветно любящие женщины. Актриса дебютировала в детективе Семена Арановича «Противостояние», сыграв свидетельницу Дору. Эта обитательница коммуналки вызывала жалость и изумление своей бескорыстной привязанностью к какому- то заезжему мужичонке, так и не появившемуся в кадре.
В фильме «Улицы разбитых фонарей-1» (1998)
В картине «Экскурсант» влюбленность в русского подарила чувство полета ее героине-иностранке: чудачка американка радостно открывала своему любимому его Россию, рассказывая о красотах Петродворца, читая Тютчева. Тогда, в середине восьмидесятых, было непросто передать заграничный шик. Наряды сшили из... постельного белья, однако смогли добиться правдоподобия. К съемочной группе, расположившейся в автобусе «Интуриста», присоединился настоящий американец и не сразу понял, что не туда попал, поскольку актриса Самошина свободно говорила по-английски. Каково же было его изумление, когда он рассмотрел, во что наряжены окружающие!
В фильме «Особенности национальной рыбалки»(1998)
Экзаменом на достоверность образа Самошина считает и картину «Перекресток», где она сыграла деловую женщину; потом ее часто спрашивали, почему она не откроет собственную фирму? Хотя, по мнению актрисы, человека более далекого от бизнеса, чем она, трудно найти. И наверное, не случайно героям фильма «Лопухи» режиссер Михаил Вассербаум дал фамилию, созвучную Воробьевым, - Синичкины. И зовут героев этой наивной и трогательной истории так же, как исполнителей главных ролей Самошину и Воробьева - Костя и Оля.
В фильме «Чёрный ворон» (2001-2004)
«В современных ритмах я не слышу человеческого дыхания, - говорит актриса. - Но ведь сами люди не меняются. А вот теплоты, потребности оглянуться нам сегодня не хватает». Однако некоторые фильмы дали ей возможность совершить чудесное путешествие во времени.
В фильме «Пером и шпагой» (2007)
Как полтора месяца счастья вспоминает она работу с Алексеем ГЕРМАНОМ в фильме «Хрусталев, машину!», действие которого разворачивается в пятидесятые годы прошлого века. С пятидесятых начинается повествование и в сериале «Черный ворон», где Ольга Самошина сыграла домработницу Клаву, посвятившую свою жизнь чужой семье. И вновь, глядя на прелестные шляпки, сумочки, произнося вышедшие из обихода фразы, актриса ощутила чудо погружения в минувшую эпоху.
Полина Воробьева
Теперь уже и ее дочь, Полина Воробьева, учится в Театральной академии, на курсе Григория Козлова. Росла она совершенно не актерским ребенком: тихая-тихая, очень исполнительная девочка.
В фильме «Бумажный солдат» (2008)
Чтобы у дочки было побольше друзей, мама попросила артиста Сергея Бызгу взять ее к себе в студию. И она раскрылась, словно бабочка, распахнула крылья и полетела! Когда мама пришла на спектакль и увидела выступление дочери, даже прослезилась: маленькая клоунесса с красным бантом показалась ей продолжением ее собственных мечтаний.
От этой девочки будто исходит свет. У них вообще схожий талант - талант восприятия мира. По убеждению Ольги Самошиной, «даже объездив весь мир, можно так ничего и не заметить и остаться несчастным человеком. На самом деле не важно, где ты, - важно, что ты видишь. Умение радоваться солнечному лучу - не просто слова. Есть счастье бытия, и бытие прекрасно».
Полина ВОРОБЬЁВА