«ВСЁ РЕШАЮТ МГНОВЕНИЯ»
Настоящий герой совсем необязательно должен метко стрелять и быстро бегать, но он обязан быстро думать.
Титры: «СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ» Киностудия им. М. Горького, 1973 год. Режиссер: Татьяна Лиознова. Сценарист: Юлиан Семенов. Оператор: Петр Катаев. Композитор: Микаэл Таривердиев. Автор текстов песен: Роберт Рождественский. В ролях: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, |
|
Ростислав Плятт, Екатерина Градова, Инна Ульянова, Леонид Куравлев, Юрий Визбор и другие. |
КОГДА ПАРОЛЬ НЕ НУЖЕН
Юлиан СЕМЕНОВ, наверное, и сам мечтал стать разведчиком: не случайно он писал такие увлекательные романы о бойцах невидимого фронта. Один из придуманных им героев — Всеволод Владимирович Владимиров - советский резидент, работавший в тылу врага под псевдонимом Максим Максимович Исаев. Появился он в более ранних произведениях писателя — «Пароль не нужен», «Майор Вихрь», но лишь как второстепенный персонаж, а в романе «Семнадцать мгновений весны» выведен на первый план.
Идея экранизировать «Семнадцать мгновений...» принадлежала Юрию Андропову. В 1969 году роман еще не успел выйти отдельным изданием, а на телевидении уже был утвержден сценарий. Снимать фильм должна была Татьяна ЛИОЗНОВА. Скептики сомневались: вряд ли автор мелодрам «Евдокия» и «Три тополя» на Плющихе» сумеет снять хороший военно-патриотический фильм. Оказалось, смогла!
В роли главного героя Лиознова видела Арчила ГОМИАШВИЛИ (Остап Бендер в фильме ГАЙДАЯ) - в то время у них был серьезный роман. Юлиан Семенов не возражал. Но компетентным органам Штирлиц виделся другим, и авторы картины вспомнили об Олеге СТРИЖЕНОВЕ и Иннокентии СМОКТУНОВСКОМ, однако ни тот, ни другой не могли на столь длительное время оставить театр. Тогда роль отдали Вячеславу ТИХОНОВУ. «Сценарий был написан точно по роману, - вспоминал актер. - Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Лишь поверить в предлагаемые обстоятельства и избавить Штирлица от суперменства, которое так и лезло из всех фильмов о разведчиках».
А когда Тихонова обрядили в немецкую форму, все ахнули — истинный ариец! Мешала только одна деталь - на руке актера красовалась татуировка «Слава». Эта проблема была решена: в тех эпизодах, когда руки героя показывают крупным планом, актера заменял художник картины Феликс Ростоцкий.
Ирина АЛФЕРОВА не смогла сыграть радистку Кэт из-за гастролей. Эта роль досталась Екатерине ГРАДОВОЙ. Время работы в «Семнадцати мгновениях весны», по признанию Екатерины Георгиевны, было самым счастливым в ее жизни. Когда снимали первые серии, Андрей МИРОНОВ попросил актрису стать его женой, а за три месяца до премьеры родилась их дочь Мария.
Однако не все съемочные дни оказались приятными. Некоторые эпизоды потребовали от актрисы настоящего мужества и выдержки. Например, сцена в канализационном колодце. «Скобы шатались сильнее, чем настоящие, — делилась воспоминаниями актриса, - а тут живые дети. Я же никогда физически сильной не была, а стоять пришлось долго».
ЕФИМ ЗАКАДРОВИЧ
На роль Гитлера пробовались и Леонид БРОНЕВОЙ, и Леонид КУРАВЛЕВ, но в итоге его сыграл немецкий актер Фриц ДИТЦ. Мюллером предлагали стать Всеволоду САНАЕВУ, но тот заявил: «Я секретарь партийной организации «Мосфильма». Фашиста играть не буду!» Предполагалась в картине роль и для Ефима КОПЕЛЯНА, однако Лиознова предложила ему стать «голосом за кадром».
С особой теплотой рассказывала она о сотрудничестве с этим замечательным актером: «Я позвонила в Ленинград и просила передать Копеляну, что коленопреклоненно прошу согласиться. Работать с ним было сплошным наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку. Его голос звучит так, будто он знает больше, чемговорит». Ефима Захаровича коллеги так и называли — Ефим Закадрович.
ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ!
После премьеры «Семнадцати мгновений весны» мелодии Микаэла ТАРИВЕРДИЕВА стали шлягерами. А о связанном с ними скандале, который едва не довел композитора до инфаркта, предпочли быстро забыть. К фильму Таривердиев написал десять песен, но в картине прозвучали только две - «Где-то далеко...» и «Мгновения».
Предполагалось, что петь их будет Муслим МАГОМАЕВ, но, прослушав записи, Лиознова решила, что голос певца не вяжется с образом Штирлица, и на окончательную запись пригласила Иосифа КОБЗОНА. Магомаев обиделся и на режиссера, и на композитора, и на конкурента. «Я почти уверен, - возмущался он, — что Лиознова «для пользы дела» давала Кобзону меня послушать!» Встретив как-то в студии Кобзона, съязвил: «Ты так же не слышал мою запись, как Таривердиев не слышал Love store».
Стоило картине выйти на экраны, как пошли слухи о плагиате. На Всесоюзном радио Таривердиеву заявили, что был звонок из французского посольства: французы, мол, утверждают, что песню «Где-то далеко...» композитор списал с мелодии Франсиса Лея. Еще один звонок раздался и на Киностудии имени М. Горького.
За этим последовал разговор в Союзе композиторов, куда якобы пришла телеграмма от автора Love store: «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей». Таривердиев был в шоке. Он решил сам разобраться в этом деле.
Во французском посольстве ему официально ответили, что никакой телеграммы не было. А сам Франсис Лей отправил на имя Микаэла Таривердиева письмо, в котором отрицал свою причастность к скандалу. Говорили, что автором этого злого розыгрыша был Никита БОГОСЛОВСКИЙ, однако точно установить личность злопыхателя так и не удалось.
Памятник на могиле Вячеслава Тихонова,
Новодевичье кладбище, Москва.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!
1 серия