1

«Щит и меч» (1968)

«БОЕЦ НЕВИДИМОГО ФРОНТА»

В далеком 1968 году мир ничего не знал о разведчике Штирлице, зато восхищался подвигами его старшего товарища Вайса.

  Титры:

«ЩИТ И МЕЧ»

«Мосфильм», 1968 год.

Режиссер:

Владимир Басов.

Сценаристы:

Владимир Басов,

Вадим Кожевников.

Оператор:

Тимофей Лебешев.

Композитор:

Вениамин Баснер.

В ролях:

Станислав Любшин,

Владимир Басов,

Юозас Будрайтис,

Олег Янковский,

Алла Демидова,

Всеволод Сафонов,

Вацлав Дворжецкий,

Валентина Титова и другие.

 

ОСОБЫХ ПРИМЕТ НЕТ

Экранизировать бестсел­лер Вадима Кожевникова «Щит и меч» доверили Вла­димиру БАСОВУ. Фронтовик, кавалер ордена Красной Звезды, он был хорошо зна­ком с темой. Но, прежде чем приступить к съемкам, Басов захотел встретиться с раз­ведчиками.

«Консультанты из КГБ познакомили с легендар­ным Абелем - прототипом Белова, - вспоминал режис­сер. - Но мне хотелось уви­деть действующего бойца не­видимого фронта. Для нас устроили нечто вроде встречи с работниками кино. Приеха­ли за город, присутствовали человек десять. Я вниматель­но присматривался к каждо­му, но так и не вычислил среди них шпиона!» Вот каким дол­жен быть хороший разведчик! О них обычно говорят: «Осо­бых примет нет». Оставалось найти такого актера.

«В Комитете по кинемато­графии надеялись увидеть статного красавца, - расска­зывала Валентина ТИТОВА, - а когда представили Стани­слава ЛЮБШИНА на роль Иоганна Вайса, все были ра­зочарованы: «Это не герой!» Он не имел офицерской вы­правки, но у него были удиви­тельные глаза, а главное — обаяние». Впоследствии, по опросу журнала «Советский экран», Любшин был признан лучшим актером 1968 года.

 

КУЗНИЦА КАДРОВ

Заслуга Басова не только в том, что он привнес в совет­ский кинематограф типаж разведчика-интеллектуала, но и раскрыл талант блестя­щих актеров - Аллы ДЕМИ­ДОВОЙ, Валентина СМИРНИТСКОГО, Георгия МАРТЫНЮКА. Благодаря ему состоялся кинодебют Вацла­ва ДВОРЖЕЦКОГО, которому было уже за шестьдесят.

Басов открыл и Олега ЯН­КОВСКОГО. Он так вспоминал об их первой встрече: «Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юно­шу, сидевшего за столиком. Сказал ассистенту: «Он от­лично подошел бы на роль Генриха. Так ведь, наверное, не актер — лицо слишком ум­ное...» Оказалось, ошибался: Янковский играл в Саратов­ском драмтеатре. Его пригла­сили в Москву на пробы. Олег был совсем молодой - необ­стрелянный, кинематографом не испорченный. Дальнейшая его биография показала, что мой выбор был точен. А пона­чалу, театральная закваска давала себя знать. Как-то подходит ко мне: «Владимир Павлович, а какая здесь у ме­ня сверхзадача?» - «Олег, - говорю ему, - ты сыграй ку­сок, а сверхзадачу я склею».

Сам Басов тоже снялся в картине, причем если раньше он исполнял только комиче­ские роли, то на сей раз решил стать серьезным. «Он блестя­ще сыграл Бруно, — восхища­лась Титова, - это высший класс! Органическое соеди­нение режиссерской сущно­сти с актерской, всем дока­зал, что может быть не только смешным».

Картину сняли в рекордно короткий срок — четыре серии за два года - благодаря ис­пытанной гвардии, как назы­вал режиссер своих коллег.

 

 

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

«Этот фильм не о немцах, не о разведчиках, — призна­вался Владимир Петрович, - На экране все время чужая земля, а я говорю о своей. И если зрители унесут с собой щемящее чувство Родины, для меня это будет высшая награда».

Создать подходящее на­строение помогла песня композитора Вениамина БАСНЕРА и поэта Михаила МАТУСОВСКОГО «С чего на­чинается Родина?». Кстати, песню безжалостно критико­вали: «Разве можно формулу Родины вывести из картинки в букваре и стука вагонных колес?!» Баснер вспоминал: «У меня вначале был другой вариант, только в последней фразе я ввел интонацию во­проса - «С чего начинается Родина?».

 

 

Басов - гениальный был человек — послушал и предложил: «А давай-ка начни с последней фразы!» И песня сразу получилась». Марк БЕРНЕС ее так спел, что она в одночасье стала хитом. Съемки уже закончились, а режиссера не покидало ощу­щение, что в финале чего-то не хватает. И тогда ему при­шла мысль сделать музы­кальным фоном к происходя­щему на экране простую солдатскую песню. «Подумай о небольшом вступлении, — предложил он Баснеру. — Гар­монист будто размышляет, чего бы изобразить на гармо­нике, и пробегает пальцами снизу вверх и сверху вниз, а потом начинает звучать «Мах­нем не глядя, как на фронте говорят...». И всем ясно: наш разведчик наконец-то среди своих.

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

 

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz