«БОЕЦ НЕВИДИМОГО ФРОНТА»
В далеком 1968 году мир ничего не знал о разведчике Штирлице, зато восхищался подвигами его старшего товарища Вайса.
Титры: «ЩИТ И МЕЧ» «Мосфильм», 1968 год. Режиссер: Владимир Басов. Сценаристы: Владимир Басов, Вадим Кожевников. Оператор: Тимофей Лебешев. Композитор: Вениамин Баснер. В ролях: Станислав Любшин, Владимир Басов, Юозас Будрайтис, Олег Янковский, |
|
Алла Демидова, Всеволод Сафонов, Вацлав Дворжецкий, Валентина Титова и другие. |
ОСОБЫХ ПРИМЕТ НЕТ
Экранизировать бестселлер Вадима Кожевникова «Щит и меч» доверили Владимиру БАСОВУ. Фронтовик, кавалер ордена Красной Звезды, он был хорошо знаком с темой. Но, прежде чем приступить к съемкам, Басов захотел встретиться с разведчиками.
«Консультанты из КГБ познакомили с легендарным Абелем - прототипом Белова, - вспоминал режиссер. - Но мне хотелось увидеть действующего бойца невидимого фронта. Для нас устроили нечто вроде встречи с работниками кино. Приехали за город, присутствовали человек десять. Я внимательно присматривался к каждому, но так и не вычислил среди них шпиона!» Вот каким должен быть хороший разведчик! О них обычно говорят: «Особых примет нет». Оставалось найти такого актера.
«В Комитете по кинематографии надеялись увидеть статного красавца, - рассказывала Валентина ТИТОВА, - а когда представили Станислава ЛЮБШИНА на роль Иоганна Вайса, все были разочарованы: «Это не герой!» Он не имел офицерской выправки, но у него были удивительные глаза, а главное — обаяние». Впоследствии, по опросу журнала «Советский экран», Любшин был признан лучшим актером 1968 года.
КУЗНИЦА КАДРОВ
Заслуга Басова не только в том, что он привнес в советский кинематограф типаж разведчика-интеллектуала, но и раскрыл талант блестящих актеров - Аллы ДЕМИДОВОЙ, Валентина СМИРНИТСКОГО, Георгия МАРТЫНЮКА. Благодаря ему состоялся кинодебют Вацлава ДВОРЖЕЦКОГО, которому было уже за шестьдесят.
Басов открыл и Олега ЯНКОВСКОГО. Он так вспоминал об их первой встрече: «Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, сидевшего за столиком. Сказал ассистенту: «Он отлично подошел бы на роль Генриха. Так ведь, наверное, не актер — лицо слишком умное...» Оказалось, ошибался: Янковский играл в Саратовском драмтеатре. Его пригласили в Москву на пробы. Олег был совсем молодой - необстрелянный, кинематографом не испорченный. Дальнейшая его биография показала, что мой выбор был точен. А поначалу, театральная закваска давала себя знать. Как-то подходит ко мне: «Владимир Павлович, а какая здесь у меня сверхзадача?» - «Олег, - говорю ему, - ты сыграй кусок, а сверхзадачу я склею».
Сам Басов тоже снялся в картине, причем если раньше он исполнял только комические роли, то на сей раз решил стать серьезным. «Он блестяще сыграл Бруно, — восхищалась Титова, - это высший класс! Органическое соединение режиссерской сущности с актерской, всем доказал, что может быть не только смешным».
Картину сняли в рекордно короткий срок — четыре серии за два года - благодаря испытанной гвардии, как называл режиссер своих коллег.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
«Этот фильм не о немцах, не о разведчиках, — признавался Владимир Петрович, - На экране все время чужая земля, а я говорю о своей. И если зрители унесут с собой щемящее чувство Родины, для меня это будет высшая награда».
Создать подходящее настроение помогла песня композитора Вениамина БАСНЕРА и поэта Михаила МАТУСОВСКОГО «С чего начинается Родина?». Кстати, песню безжалостно критиковали: «Разве можно формулу Родины вывести из картинки в букваре и стука вагонных колес?!» Баснер вспоминал: «У меня вначале был другой вариант, только в последней фразе я ввел интонацию вопроса - «С чего начинается Родина?».
Басов - гениальный был человек — послушал и предложил: «А давай-ка начни с последней фразы!» И песня сразу получилась». Марк БЕРНЕС ее так спел, что она в одночасье стала хитом. Съемки уже закончились, а режиссера не покидало ощущение, что в финале чего-то не хватает. И тогда ему пришла мысль сделать музыкальным фоном к происходящему на экране простую солдатскую песню. «Подумай о небольшом вступлении, — предложил он Баснеру. — Гармонист будто размышляет, чего бы изобразить на гармонике, и пробегает пальцами снизу вверх и сверху вниз, а потом начинает звучать «Махнем не глядя, как на фронте говорят...». И всем ясно: наш разведчик наконец-то среди своих.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!