«Сибириада» (1978)

«НЕ НЕФТЬЮ ЕДИНОЙ»

Если бы не заказ партии – снять фильм о героических буднях нефтяников, Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ влачил бы на Западе жалкое существование.

  Титры:

«СИБИРИАДА»

«Мосфильм», 1978 год.

Режиссер:

Андрей Кончаловский.

Сценаристы:

Андрей Кончаловский,

Валентин Ежов.

Оператор:

Леван Пааташвили.

Композитор:

Эдуард Артемьев.

В ролях:

Елена Коренева,

Людмила Гурченко,

Евгений Леонов-Гладышев,

Никита Михалков,

Виталий Соломин,

Владимир Самойлов,

Павел Кадочников,

Всеволод Ларионов,

Наталья Андрейченко

и другие.

 

СПОРТИВНЫЙ АЗАРТ

За всю историю советско­го кино это был, пожалуй, единственный случай, когда режиссер с энтузиаз­мом взялся за работу над партийной «заказухой». Сам Кончаловский впоследствии говорил, что у него был сугу­бо профессиональный инте­рес. В соавторы он пригла­сил драматурга Валентина ЕЖОВА, по сценариям кото­рого были сняты такие филь­мы, как «Баллада о солдате» и «Белое солнце пустыни». «В нем абсолютно возрож­денческий дух, - восхищал­ся компаньоном Кончалов­ский. - Он смесь Дон Жуана, Гаргантюа и Фальстафа. За­мечательный рассказчик и вы­думщик! Вспомните хотя бы его красноармейца Сухова».

ВЕЧНО ВЛЮБЛЕННЫЙ

Рассказанная этим твор­ческим тандемом полувеко­вая история двух сибирских семей поначалу подозрений у руководства «Мосфильма» не вызвала. Но если там Кончаловского считали «хо­рошо зарекомендовавшим себя начинающим режиссе­ром», то в актерской среде за ним закрепилась репута­ция героя-любовника. О его романах с Жанной БОЛОТО­ВОЙ, Марианной ВЕРТИН­СКОЙ, Еленой КОРЕНЕВОЙ, Натальей АРИНБАСАРОВОЙ, Беатой ТЫШКЕВИЧ, Ириной КУПЧЕНКО, судачили на каждом углу. «Избранная на главную роль актриса, - писала Коренева в своей книге «Идиотка», - представ­ляла для него собирательный образ всех женщин. Он готов был пойти на любые жертвы ради воплощения своей меч­ты в кино».

В «Сибириаде» Кончалов­ский не стал изменять свое­му правилу - снимать быв­ших или будущих любимых женщин. Главную роль, Тай­ки, он рассчитывал поделить между Еленой Кореневой, в которую еще недавно был влюблен, и Лив УЛЬМАН (женой известного режис­сера Ингмара БЕРГМАНА), расположения которой меч­тал добиться. Первая долж­на была сыграть Тайку в юности, вторая - в зрелом возрасте. Ульман поначалу согласилась, но потом пере­думала. Тогда разочарован­ный режиссер позвонил... Ширли МАКЛЕЙН, которой тоже восхищался и с которой впоследствии у него был страстный роман. Однако и она отказала «странному русскому». В итоге на роль повзрослевшей Тайки Ан­дрей пригласил Людмилу ГУРЧЕНКО. «Впервые я встретила режиссера, ко­торый про женщин знает всё! - признавалась потом Людмила Марковна. — По­разительно, как он смог мне внушить, что я самая-самая».

А Коренева в отличие от за­падных звезд мечтала сни­маться: она надеялась вернуть былое расположение «един­ственного». Но на съемках по­няла, что Кончаловский давно увлечен другой. Поэтому ей играть ничего не пришлось, и пронзительную сцену проща­ния Тайки с возлюбленным сняли с первого дубля. «Я буду ждать тебя всю жизнь!» - кри­чала в кадре героиня и, рыдая, падала на землю.

КОМАНДА МОЛОДОСТИ НАШЕЙ

«Сегодня такую картину поднять невозможно, - уве­ряет Сергей ШАКУРОВ, ис­полнитель одной из главных ролей в эпопее. - Она и по тем временам была чудо­вищно сложной. Колоссаль­ное количество артистов, массовки!»

По словам режиссе­ра, преодолеть трудно­сти ему помогла коман­да единомышленников. В их числе был студент- практикант Александр ПАНКРАТОВ-ЧЕРНЫЙ. «Когда он появился в группе, - рассказывал Андрей Сергеевич, - я попросил его про­читать сценарий и придумать что-нибудь инте­ресное. Идеи били из Саши фонтаном, но для фильма не годились. Однако его обаяние и живость мне очень понравились...» Од­нажды Александру поручи­ли найти актрису на роль разбитной сибирячки Насти.

Так в большом кино появи­лась Наталья АНДРЕЙЧЕН­КО. В чем-то она была под стать своей героине: ее вместе с Панкратовым-Черным и Павлом КАДОЧ­НИКОВЫМ арестовала ми­лиция за купание голышом в Волге. Нарушителей об­щественного порядка спасла только бумага, вы­данная всвое время Ка­дочникову лично Сталиным: восхищенный фильмом «Подвиг разведчика», отец народов присвоил артисту почетное звание майора всех родов войск СССР.

Кстати, Кадочников свою роль по-настоящему выстра­дал. Кончаловский хотел, чтобы ее играл человек веру­ющий, пусть даже непрофес

сиональный актер, и на прось­бы народного артиста СССР отвечал отказом. Но когда Па­вел Петрович взял Андрея за руку и произнес:

Посмотрите мне в глаза. Я хочу, чтобы вы мне поверили», моло­дой режиссер дрогнул.

 

ИЗ СИБИРИ С ЛЮБОВЬЮ

Чиновники долго не могли решить, что делать с картиной, ведь от пер­воначального замысла ма­ло что осталось. Но деньги (и огромные) уже были потра­чены, поэтому фильм появил­ся на экранах. А через год, в 1979-м, картина получила специальный приз на кинофе­стивале в Каннах. Перед Кон­чаловским открылась дорога в Голливуд. «Если бы не «Сибириада», — признавался режис­сер, - я бы ни за что не получил работу на Западе».

  ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Именно в «Сибириаде» впервые в истории советского кино была показана постельная сцена. Понимая, что этот пикантный момент заставят убрать, Кончаловский нашел гениальное решение: накрыл «любовников» - Никиту Михалкова и Людмилу Гурченко – плащ-палаткой.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

(но если Вы увидите серенький экран –

Это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели

этот фильм только на странице YouTube,

смело кликайте ссылочку на сером экране

и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2019 uCoz