«ПРЕКРАСНАЯ МЫМРА»
Пьеса Эльдара РЯЗАНОВА «Сослуживцы» несколько лет успешно шла в 134 российских театрах, когда он решил переписать историю для кино. Прежде всего, для того, чтобы снять в главной роли Алису ФРЕЙНДЛИХ.
Титры: «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН» «Мосфильм», 1977 год. Режиссер: Эльдар Рязанов. Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Композитор: Андрей Петров. В ролях: Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Светлана Немоляева, |
|
Лия Ахеджакова, Людмила Иванова. |
Эту актрису Эльдар Александрович приметил давно - еще со времен «Гусарской баллады», где она пробовалась на роль Шурочки Азаровой.
Тогда, несмотря на блестящую игру, ее не утвердили: с точки зрения режиссера, Фрейндлих была слишком женственной, чтобы убедительно перевоплотиться в гусара. Позже специально для нее была написана роль Алевтины в «Зигзаге удачи», но актриса в то время ждала ребенка.
Рязанов давно хотел пригласить в свой фильм Олега БАСИЛАШВИЛИ, но всегда мешали разные обстоятельства. Теперь же режиссер был убежден: только Олег будет играть карьериста Самохвалова в его «Служебном романе».
Заручившись согласием на участие в проекте большинства исполнителей главных ролей, Рязанов приступил к кинопробам, которые, по сути, сводились к поиску внешнего облика персонажей и «прорисовке» их характеров. Алиса Фрейндлих нашла в себе смелость обезобразиться до такой степени, чтобы соответствовать прозвищу Мымра, а Андрей МЯГКОВ постарался выглядеть неряшливым клерком.
В целом картина не изобиловала режиссерскими находками. Незадолго до нее была снята «Ирония судьбы» - с похожим лирико-комедийным сюжетом. Однако «Служебный роман» подарил Эльдару Александровичу возможность попробовать себя в новом качестве: в титрах фильма его фамилия впервые появилась рядом с фамилиями авторов песенных текстов - Бернса, Заболоцкого и Евтушенко. У этого дебюта своя история.
Создатели картины хотели сделать еще одним героем Москву, сняв виды осенней столицы. Городские пейзажи предполагалось сопровождать закадровым пением. Оператор и режиссер охотились за московскими видами, стараясь запечатлеть самые прекрасные моменты в состоянии природы.
Один из осенних дней подарил съемочной группе уникальное сочетание зимы и лета: зеленые еще деревья в одночасье покрылись хлопьями преждевременно выпавшего снега. Кадры получились - загляденье! Одна беда: песни для них не было.
Рязанов стал рыться в томиках любимых поэтов в поисках подходящего текста. Ничего не нашел, но во время прогулки по зимнему лесу как-то сами собой в голове режиссера стали слагаться строчки - совсем как у Менделеева его таблица. И Рязанов решился на эксперимент: принес стихи на студию и объявил, что нашел их у Вильяма Блейка - английского поэта конца XVIII - начала XIX века.
Актерам, звукооператору, ассистентам, музыкальному редактору текст понравился. Лишь Андрей Мягков скептически хмыкнул, за что, шутит Рязанов, впоследствии поплатился «немой» ролью в «Гараже». Стихотворение же было немедленно отослано в Ленинград композитору Андрею Петрову. Так родилась песня «У природы нет плохой погоды...».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!