Смирнова Лидия Николаевна

Смирнова Лидия Николаевна

Не стало Лидии СМИРНОВОЙ - актрисы, с которой ассоцииро­валось слово «любовь». Многие из нас могли бы повторить слова Олега Та­бакова, сумевшего передать горечь этой утраты: «Нет ее, и заменить ее некем».

  Досье:

Лидия Николаевна СМИРНОВА

31.01.(13.02.) 1915. – 25.07. 2007.

Избранная фильмография:

«Моя любовь» (1940)

«Парень из нашего города» (1942)

«Она защищает Родину» (1943)

«Морской батальон» (1944)

«Большая жизнь» (1946)

«У них есть Родина» (1949)

«Донецкие шахтёры» (1950)

«Серебристая пыль» (1953)

«Об этом забывать нельзя» (1954)

«Крутые горки» (1956)

«Сёстры» (1957)

«Телеграмма» (1957)

«Трое вышли из леса» (1958)

«Мичман Панин» (1960)

«Секретарь обкома» (1960)

«Тишина» (1962)

«Именем революции» (1963)

«Это случилось в милиции» (1963)

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964)

«Женитьба Бальзаминова (1964)

«Заблудший» (1966)

«Дядюшкин сон» (1966)

«Деревенский детектив» (1968)

«Факир на час» (1971)

«Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1971)

 

«Последний форт» (1972)

«Жизнь на грешной земле» (1973)

«Дача» (1973)

«Анискин и Фантомас» (1974)

«Если это не любовь, то что же?» (1974)

«Рудин» (1976)

«И снова Анискин» (1978)

«Пена» (1979)

«Карнавал» (1981)

«Предчувствие любви» (1982)

«Путешествие будет приятным» (1982)

«Красиво жить не запретишь» (1982)

«Верую в любовь» (1986)

«Ссуда на брак» (1987)

«Шапка» (1990)

«Дом» (1995)

«Приют комедиантов» (1995)

«Наследницы» (2001)

«Наследницы 2» (2005)

 

Лидия Смирнова родилась 13 февра­ля 1915 года в городе Мензелинске в Та­тарстане. В 1938-м окончила Московское городское театральное училище. Первая же роль в кино — милая Шурочка в лири­ческой комедии «Моя любовь» - принес­ла актрисе грандиозный успех. Ее ге­роиня, усыновившая ребенка, стала сим­волом 40-х. Актриса много снималась в годы войны, создав героические образы своих современниц в лентах «Парень из нашего города» и «Она защищает Роди­ну». О широчайшем диапазоне Смир­новой можно судить по комедийным ролям - докторши в картине «Добро по­жаловать, или Посторонним вход воспре­щен» и свахи в «Женитьбе Бальзаминова».

Лидия Смирнова в молодости

Почти 60 фильмов за 60 лет творческой деятельности, в числе кото­рых ставшие классикой «Мичман Панин», «Две жизни», «Тишина», «Дядюшкин сон», «Деревенский детектив», «Рудин», «Кар­навал», - по сути, история советского кино. Безусловно, она была счастлива в профессии, познав зрительскую любовь и получив официальное признание. Ли­дия Николаевна - лауреат Сталинской премии, народная артистка СССР - была удостоена многочисленных наград. В раз­ное время актриса была депутатом Мос­совета, членом правления Общества рос­сийско-японской дружбы, председателем актерской секции Союза театральных де­ятелей, активно участвовала в работе Со­юза кинематографистов, побывав в три­дцати странах.

В фильме «Моя любовь» (1940)

Личная жизнь Лидии Смирновой: о романах этой яркой энергичной жен­щины ходили легенды. Ее любили достой­нейшие мужчины - композитор Исаак ДУНАЕВСКИЙ, режиссер Константин ВОИНОВ и оператор Владимир РАПО­ПОРТ. «Я молода душой, и это мое глав­ное богатство», - написала она в авто­биографической книге «Моя любовь».

Первый раз вышла замуж в 1932 году, ее мужем стал журналист Сергей Александрович Добрушин, с которым она познакомилась на лыжной прогулке. Как вспоминала позже Смирнова, она с компанией возвращалась на лыжную базу, и навстречу им попалась другая компания лыжников, среди которых был Добрушин. Через месяц сыграли свадьбу. С началом войны Добрушин, не дожидаясь повестки, сам пошёл на призывной пункт. Уходя на защиту Москвы, он признался жене: «Если не убьют, вернусь только в одном случае, если не буду изувеченным. Жизнь тебе ломать не хочу...». В сентябре 1941 года он пропал без вести под Смоленском.

В фильме «Парень из нашего города» (1942)

На съемках картины «Моя любовь» у актрисы был роман с композитором Исааком Дунаевским. Встречи влюбленных происходили в трехкомнатном номере композитора в гостинице «Москва» и продолжались в течение нескольких месяцев, пока снимался фильм. Тогда же, во время съемок фильма «Моя любовь» Смирновой пришлось сделать аборт, после которого она уже не могла иметь детей. В феврале 1940 года Смирнова уехала в Ялту, где начались съемки ее очередного фильма «Случай в вулкане», и Дунаевский каждый день присылал Смирновой письма и телеграммы. Но пока Дунаевский тосковал по Смирновой, актриса в Ялте пережила новое увлечение: она влюбилась в капитана парохода «Кубань» Валерия Ушакова. Однажды ночью в номер к Смирновой пришли члены проверочной комиссии, и капитану пришлось на связанных простынях спускаться из окна. После возвращения Дунаевский предложил ей выйти за него замуж, но она отказалась. Во время войны ее стали добиваться режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Раппопорт. Актрисы голодали, и однажды в комнату, в которой жили Вера Марецкая и Лидия Смирнова, пришел Эрмлер. Он принес коптилку и два отварных яйца в качестве подарка: «Вот вам свет и еда». Но следом пришел Раппопорт, принес тридцать яиц из своего пайка и молча удалился.

Лидия Смирнова и Владимир Рапопорт

После чего Марецкая сказала: «И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет». Вскоре Смирнова едва не погибла в Алма-Ате от тифа. А когда она выздоровела, Раппопорт окружил ее максимальным вниманием, часто вывозил в горы и признался в любви. Спустя много лет актриса вспоминала: «Столько человек за мной ухаживали, пытались добиться взаимности, и лишь один заботился, по-настоящему понимал, как я одинока, беззащитна, что родные далеко, муж погиб на фронте и на каждом шагу меня могут обидеть. Он просто приносил печеные яблоки, которые сам готовил на сухих листьях, просто заново учил ходить». Смирнова стала женой Владимира Рапопорта, с которым прожила до 1975 года - вплоть до его смерти.

В фильме фильме «Женитьба Бальзаминова» (1964)

В то же время она постоянно заводила новые романы. В чем сама признавалась: «Я была очень влюбчивой и ужасной кокеткой, мою жизнь сопровождали бурные объяснения, романы и трагедии... Вот, например, одна такая история. Как-то во время гастролей в Тбилиси мы с Ликой Сухаревской обедали в ресторане, и тут вошел Он: красавец грузин, глаза в пол-лица. «Не смей на него смотреть», - толкнула меня Лика, но... Короче говоря, роман состоялся. А я в роман всегда бросалась, как в омут, с головой. Когда он приезжал в Москву, готовила котлеты, заранее прятала сумку с едой на лестнице, говорила мужу: «Что-то голова болит, пойду, погуляю на воздухе», а сама бежала к любимому в гостиницу. Роман закончился после того, как я нанесла ответный визит в Тбилиси. Я должна была все время сидеть в номере и ждать, пока он закончит кутить с друзьями в ресторане и зайдет. Он устроил дикую сцену, когда однажды не застал меня на месте… Как сочетались мои романы с супружеской жизнью? Муж очень любил меня и поэтому, наверное, прощал мои шалости. А потом... я не знаю, как это объяснить. Почему-то мои романы кончались требованием выйти замуж. Я отвечала: «У меня уже есть муж». В 1953 году Лидия Смирнова познакомилась в Кисловодске с режиссером Михаилом Калатозовым и в очередной раз влюбилась. Калатозов предложил Смирновой сняться в главной роли в его картине «Верные друзья». Но через несколько дней после начала съемок Смирнова отказалась сниматься, и в этой роли снялась Лилия Гриценко. Отказ Смирновой не сказался на ее отношениях с Калатозовым, и они продолжали встречаться.

В фильме «Дядюшкин сон» (1966)

Далее в жизни актрисы появился еще один мужчина - режиссер Константин Воинов. В 1955 году он предложил Смирновой сыграть главную роль в его фильме «Сестры», и в жизни Смирновой в который раз завязался новый роман, который продолжался почти 40 лет. Что не помешало Лидии Смирновой завязать еще один с режиссером Театра-студии киноактера Львом Рудником. По словам Смирновой, это был самый бурный из ее романов. Слухи о нем распространились далеко за пределами театра, и Комитет партийного контроля принял решение исключить Рудника из рядов КПСС за моральное разложение. «Я очень любила Воинова... Но дома меня ждал муж (хотя мы и не были расписаны официально). Жить двойной жизнью было очень тяжело, и мы с Константином сняли комнату. Он пришёл с двумя чемоданами, обливаясь слезами: ему было жалко бросать дочку и жену, актрису Ермоловского театра. А я предала его: сказала, что не могу к нему уйти. Потому что мой муж был смертельно болен. Его положили в Онкологический центр - там начали лечение. Анализы подтвердили страшный диагноз - рак желудка. Врачи хлопотали как могли, провели сеансы облучения, давали различные препараты и, в конце концов - выписали, сказав, что больше ничего сделать не могут», - вспоминала Смирнова.

В сериале «Наследницы» (2001)

После смерти мужа Смирнова продолжала встречаться с Воиновым, однако вместе жить они не стали. В 1994 году они вместе снялись в картине Александра Александрова «Приют комедиантов» и это была последняя работа Воинова в кино - 30 октября 1995 года он скончался.

По воле судьбы главный в жизни акт­рисы фильм «Моя любовь» лишил ее воз­можности стать матерью: ей пришлось выбирать - ребенок или работа. Плата за успех оказалась безмерно большой. За­давая себе вопрос, что бы она сделала, если бы начала жизнь сначала, призна­лась: «О, я бы, конечно, родила».

Лидия Смирнова

К сожалению, в последние годы Лидия Смирнова была очень одинока, но ее сердце оставалось отзывчивым к чужой боли. Двери квартиры в доме на Котель­нической набережной всегда были откры­ты для друзей. Оптимистка, с невероят­ным чувством юмора, она никогда ни на что не жаловалась, напротив, беспоко­илась о других.

Говорят, уже очень боль­ная, актриса отказалась отменить твор­ческую встречу. «Зрительскую любовь ничем не заменишь, - часто повторяла Лидия Николаевна. - Иду по улице, еду в метро, меня узнают, говорят: «Вы — наша любимая». У меня на глазах слезы». Незаконченная книга ее мемуаров так и называлась — «Встреча со зрителем - мой любимый жанр».

Могила Лидии Смирновой

kinofan.ucoz.club © 2018