«ПОЩЕЧИНЫ МУШКЕТЕРУ»
Что испанцу хорошо, то для русского - повод достать валидол. Взявшись за экранизацию пьесы Лопе де Вега «Собака на сене», режиссер Ян ФРИД даже не подозревал, в какой кошмар для него превратится работа над веселой и незатейливой комедией.
Титры: «СОБАКА НА СЕНЕ» «Ленфильм», 1977 год. Режиссер-постановщик: Ян Фрид. Автор сценария: Ян Фрид. Оператор-постановщик: Евгений Шапиро. Художник-постановщик: Семен Малкин. Композитор: Геннадий Гладков. В ролях: Маргарита Терехова (Диана), Михаил Боярский (Теодоро), Армен Джигарханян (Тристан), Елена Проклова (Марсела), |
|
Зинаида Шарко (Анарда), Игорь Дмитриев (граф Федерико), Николай Караченцов (маркиз Рикардо), Эрнст Романов (старый граф) и другие. |
ЯЙЦА КУРИЦУ НЕ УЧАТ?
В киногруппе Яна Фрида («Летучая мышь», «Сильва», «Двенадцатая ночь») собрались корифеи: оператор Евгений ШАПИРО, снимавший знаменитую «Золушку», композитор Геннадий ГЛАДКОВ - автор песен к «Бременским музыкантам» и «Обыкновенному чуду», художник по костюмам Татьяна ОСТРОГОРСКАЯ, славившаяся умением создавать туалеты XVII века из подручных материалов. А какие актеры: Маргарита ТЕРЕХОВА, Михаил БОЯРСКИЙ, Армен ДЖИГАРХАНЯН, Николай КАРАЧЕНЦОВ!
Место как нельзя лучше подходило для съемок бурной истории любви - Ливадийский дворец на берегу Черного моря, где, кстати, в 1945-м состоялась Ялтинская конференция глав правительств, трех союзных держав.
Однако Яну Борисовичу не удавалось выстроить мизансцены, задать необходимый тон эпизодам. Мастер кинооперетты привык к коротким музыкальным партиям, а у героев были длинные монологи.
«Когда мы через несколько дней посмотрели отснятый материал, то лишились дара речи, - рассказывала Маргарита Терехова. - Все было настолько плохо, что каждому из нас потребовался валидол». Решив, что настала пора спасать общее дело, исполнители главных ролей вооружились томиками Лопе де Веги и стали самостоятельно работать над ролями, активно вмешиваясь в режиссуру, отчего Ян Фрид впал в депрессию.
Терехова обратилась за помощью к старшим коллегам. Фаина РАНЕВСКАЯ посоветовала ей: «Делайте все из первых уст». Клара ЛУЧКО, имевшая опыт работы с Фридом, тоже подпила масла в огонь: «Ой, да что вы, Маргарита! Снимая «Двенадцатую ночь», мы всегда говорили: «Янек, ты посиди, мы все сами сделаем!».
Затем артисты отправились к матери режиссера Ильи АВЕРБАХА - потомственной княгине - обучаться великосветским манерам, искусству двигаться и говорить...
Удивительно, но Ян Борисович проявил редкое смирение, наблюдая за «двоевластием» на съемочной площадке. «Наши предложения уже стали принимать, - признавалась Маргарита Терехова, - и мы даже самостоятельно выстроили мизансцену решающего эпизода, когда между влюбленными происходит объяснение в любви.
И все же было тяжело. От этой постоянной борьбы я даже заболела - пришлось полежать в клинике. А Фрид ждал, так как основной материал уже отсняли, и нельзя было, на мое счастье, заменить актрису. Но посмотрите на результат: этот фильм любят, в нем ничего не коробит».
С ЛЁГКОЙ РУКИ!
Яну Борисовичу, всегда изысканному, элегантному и вежливому, сложно было убеждать своих пылких актеров. Но и им порой приходилось прибегать к хитрости, чтобы добиться своего. Например, во время съемок памятной сцены с пощечиной Терехова обратилась за поддержкой... к народу.
«Режиссер приказал не бить Теодоро по лицу по-настоящему, - вспоминала актриса. - Сначала я даже опешила: «А как же тогда надо его бить?» И Фрид объяснил: «Ну, так, знаете, легко, почти не касаясь». Да еще Мишу попросил отступать, прикрываясь плащом. Что-то невероятное!
На мое великое счастье, в этом флорентийском дворике, где мы снимали, всегда было полно зрителей - туристов, иностранцев, босоногих курортников. Вот я к ним и обратилась: «Товарищи! Если мы играем любовь, должна ли я бить его по-настоящему?» - «Должна-а-а!»
И бывшая спортсменка Маргарита Терехова (в свое время она возглавляла юношескую сборную Узбекистана по баскетболу), не пожалев своих нежных ручек, от души отхлестала партнера по щекам, как того требовал момент.
«Миша едва сдержался, чтобы не дать сдачи. Это очень хорошо было видно по нему. Но... искусство требует жертв. После он со слезами на глазах признался мне, что получил пощечины впервые в жизни…».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!