«Солярис» (1971)

«ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ»

Взяв за основу роман Станислава Лема о контакте с космическим разумом. Андрей ТАРКОВСКИЙ снял фильм о «чужих», которые оказываются «свои­ми», и о том, что непознанный космос - сам человек.

  Титры:

«СОЛЯРИС»

«Мосфильм». 1971 год.

Режиссер

Андрей Тарковский.

Авторы сценария:

Андрей Тарковский,

Фридрих Горенштейн.

Оператор постановщик:

Вадим Юсов.

Композитор:

Эдуард Артемьев.

В ролях:

Донатас Банионис,

Наталья Бондарчук,

Юри Ярвет,

Владислав Дворжецкий,

Николай Гринько,

Анатолий Солоницын и другие.

 

Специальный приз жюри (1972)

 

Знак судьбы

В жизни каждого бывают моменты, когда не хочешь, а поверишь в судьбу… Во время первой встречи Натальи БОНДАР­ЧУК с Тарковским из рук в руки - от нее к нему - перешел томик зарубежной фан­тастики. На его черной обложке было все­го одно слово - «Солярис».

Тринадцатилетняя Наташа забежала тогда отдать книгу своей соседке - преподавателю ВГИКа Ирине Александровне Жигалко. А к той заглянули на огонек её ученики Андрей Тарковский, Андрон КОНЧАЛОВ­СКИЙ и Василий ШУКШИН. Через не­сколько лет они станут знаменитыми, и роман польского писателя-фантаста вновь соединит пути той мечтательной школьницы и подающего большие надеж­ды студента Тарковского...

«Я сама!»

«Ты знаешь, - признался ей на съем­ках Андрей Арсеньевич, - многие пере­стали со мной здороваться из-за того, что я утвердил на главную роль «дочь Бондар­чука» и «ставленницу Герасимова».

Слышать такое от режиссера картины, в которую вложено столько сил, души, боли, было до слез обидно. Родители На­таши расстались, едва ей исполнилось восемь. О том, что она учится на курсе у Герасимова во ВГИКе, Сергей Федорович узнал спустя год.

История рождения ее героини Хари действительно началась с протекции, но вовсе не отцовской. Вначале Тарковский посчитал, что Наталья для этой роли че­ресчур юна. Зато рекомендовал ее Лари­се ШЕПИТЬКО, начинающей работу над фильмом «Ты и я». И после благополуч­ного завершения съемок Лариса неожи­данно сообщила Наташе: «Наш матери­ал смотрел Тарковский. Он хочет еще сделать пробы. Я верю: эту роль будешь играть ты».

«Снова мелькают осветительные приборы. Спокойно и весело ладит свою кинокамеру «Родина» Вадим Иванович Юсов. - описывает тот день Наталья Бондарчук. - Вновь я на планете Солярис, где Хари пытается защитить своего любимого. И впервые Тарковский смотрит на меня не отчужденно, а как- то радостно и спокойно. Тут же начина­ет давать указания гримерам, как долж­на выглядеть Хари; художникам по костюмам - в каком платье должна быть героиня Соляриса». Присутствовавшая на гробах Лариса Шепитько обняла На­талью «Ну вот, я и вернула тебе твой подарок, Андрей!»

Через тернии к звездам

Донатасу БАНИОНИСУ сценарий не понравился. Роман Станислава Лема он прочел давно, и. как эго часто бывает, чужая версия показалась ему «непра­вильной». Но возможность сыграть у самого Тарковского, чьим «Ивановым детством» он так восхищался. Последние сомнения развеял «Андрей Рублев»: вместе со сценарием Андрей Арсень­евич прислал Банионису копию запре­щенного в то время фильма.

 

Ведомый большой верой (по его собственному вы­ражению) Донатас отправился ка про­бы. Ему, актеру психологической школы, роль Криса давалась с огромным трудом. «Тарковский изъяснялся не обычными категориями причинности, а образами, иногда весьма отвлеченными. В поисках духовного контакта с актером для него важна была не традиционная психология, а жизнь ощущений, - сокрушался Банионис. - Я же для такой работы оказался слишком логичным».

 

Тарковский не любил переснимать, но «Солярис» стал, можно сказать, фильмом единственного дубля. На картину было отпущено очень мало качественной пленки, и режиссер с оператором из экономии пошли по сложнейше­му пути: давали команду «Мотор», лишь тогда, когда актер, стопроцентно погружался в образ.

Например, очень напряженную по накалу страстей сцену в библиотеке, где гороиня Бондарчук доказывает свое право ни жизнь и любовь и в отчаянии рыдает, было решено снять в самом конце утоми­тельной смены. Наталья умоляла отло­жить эпизод на завтра, но Андрей был непреклонен. «Что , устала? Есть небось хочешь? Ничего, хороший актер всегда зол и голоден!» - подзадоривал он.

Сцену сыграли безукоризненно - истинный «сыр», по выражению Тарковско­го. И он, оставив безутешную, всю в слезах актрису отходить от пережитого выключенной камерой, довольный, отправился пить чай.

 

Между нами, гениями...

Фильм воспринимали по-разному. К примеру, в 1972-м многие уходили с конкурсного показа Каннском кинофестивале, а во время демонстрации кадров с городом будущего в зале раздавались смешки… Несмотря на это, картина полу­чила специальный приз жюри.

 

Николай БУРЛЯЕВ спустя много лет вспоминал: «Вместе с первыми зрителями я смотрел картину в переполненном мосфильмовском зала. Она ошеломила, продержала в своей магической атмосфере от первого до последнего кадра. Мне казалось, что это самый лучший, самый человечный, сердечный, земной фильм космического Тарксвсксго».

Однако для самого режиссера, наверное, особенно важным стало мнение ве­ликого Федерико ФЕЛЛИНИ, который при встрече сказал Андрею: «Я смотрел твой фильм. Не весь, конечно, он очень длин­ный, но то, что я видел, — гениально!»

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

 

kinofan.ucoz.club © 2018