«ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ»
Взяв за основу роман Станислава Лема о контакте с космическим разумом. Андрей ТАРКОВСКИЙ снял фильм о «чужих», которые оказываются «своими», и о том, что непознанный космос - сам человек.
Титры: «СОЛЯРИС» «Мосфильм», 1971 год. Режиссер Андрей Тарковский. Авторы сценария: Андрей Тарковский, Фридрих Горенштейн. Оператор постановщик: Вадим Юсов. Композитор: Эдуард Артемьев. В ролях: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий Солоницын и другие. |
|
Специальный приз жюри (1972) |
ЗНАК СУДЬБЫ
В жизни каждого бывают моменты, когда не хочешь, а поверишь в судьбу… Во время первой встречи Натальи БОНДАРЧУК с Тарковским из рук в руки - от нее к нему - перешел томик зарубежной фантастики. На его черной обложке было всего одно слово - «Солярис».
Тринадцатилетняя Наташа забежала тогда отдать книгу своей соседке - преподавателю ВГИКа Ирине Александровне Жигалко. А к той заглянули на огонек её ученики Андрей Тарковский, Андрон КОНЧАЛОВСКИЙ и Василий ШУКШИН. Через несколько лет они станут знаменитыми, и роман польского писателя-фантаста вновь соединит пути той мечтательной школьницы и подающего большие надежды студента Тарковского...
«Я САМА!»
«Ты знаешь, - признался ей на съемках Андрей Арсеньевич, - многие перестали со мной здороваться из-за того, что я утвердил на главную роль «дочь Бондарчука» и «ставленницу Герасимова».
Слышать такое от режиссера картины, в которую вложено столько сил, души, боли, было до слез обидно. Родители Наташи расстались, едва ей исполнилось восемь. О том, что она учится на курсе у Герасимова во ВГИКе, Сергей Федорович узнал спустя год.
История рождения ее героини Хари действительно началась с протекции, но вовсе не отцовской. Вначале Тарковский посчитал, что Наталья для этой роли чересчур юна. Зато рекомендовал ее Ларисе ШЕПИТЬКО, начинающей работу над фильмом «Ты и я». И после благополучного завершения съемок Лариса неожиданно сообщила Наташе: «Наш материал смотрел Тарковский. Он хочет еще сделать пробы. Я верю: эту роль будешь играть ты».
«Снова мелькают осветительные приборы. Спокойно и весело ладит свою кинокамеру «Родина» Вадим Иванович Юсов. - описывает тот день Наталья Бондарчук. - Вновь я на планете Солярис, где Хари пытается защитить своего любимого. И впервые Тарковский смотрит на меня не отчужденно, а как- то радостно и спокойно. Тут же начинает давать указания гримерам, как должна выглядеть Хари; художникам по костюмам - в каком платье должна быть героиня Соляриса». Присутствовавшая на гробах Лариса Шепитько обняла Наталью «Ну вот, я и вернула тебе твой подарок, Андрей!»
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Донатасу БАНИОНИСУ сценарий не понравился. Роман Станислава Лема он прочел давно, и. как эго часто бывает, чужая версия показалась ему «неправильной». Но возможность сыграть у самого Тарковского, чьим «Ивановым детством» он так восхищался. Последние сомнения развеял «Андрей Рублев»: вместе со сценарием Андрей Арсеньевич прислал Банионису копию запрещенного в то время фильма.
Ведомый большой верой (по его собственному выражению) Донатас отправился ка пробы. Ему, актеру психологической школы, роль Криса давалась с огромным трудом. «Тарковский изъяснялся не обычными категориями причинности, а образами, иногда весьма отвлеченными. В поисках духовного контакта с актером для него важна была не традиционная психология, а жизнь ощущений, - сокрушался Банионис. - Я же для такой работы оказался слишком логичным».
Тарковский не любил переснимать, но «Солярис» стал, можно сказать, фильмом единственного дубля. На картину было отпущено очень мало качественной пленки, и режиссер с оператором из экономии пошли по сложнейшему пути: давали команду «Мотор», лишь тогда, когда актер, стопроцентно погружался в образ.
Например, очень напряженную по накалу страстей сцену в библиотеке, где гороиня Бондарчук доказывает свое право ни жизнь и любовь и в отчаянии рыдает, было решено снять в самом конце утомительной смены. Наталья умоляла отложить эпизод на завтра, но Андрей был непреклонен. «Что , устала? Есть небось хочешь? Ничего, хороший актер всегда зол и голоден!» - подзадоривал он.
Сцену сыграли безукоризненно - истинный «сыр», по выражению Тарковского. И он, оставив безутешную, всю в слезах актрису отходить от пережитого выключенной камерой, довольный, отправился пить чай.
МЕЖДУ НАМИ, ГЕНИЯМИ...
Фильм воспринимали по-разному. К примеру, в 1972-м многие уходили с конкурсного показа Каннском кинофестивале, а во время демонстрации кадров с городом будущего в зале раздавались смешки… Несмотря на это, картина получила специальный приз жюри.
Николай БУРЛЯЕВ спустя много лет вспоминал: «Вместе с первыми зрителями я смотрел картину в переполненном мосфильмовском зала. Она ошеломила, продержала в своей магической атмосфере от первого до последнего кадра. Мне казалось, что это самый лучший, самый человечный, сердечный, земной фильм космического Тарковского».
Однако для самого режиссера, наверное, особенно важным стало мнение великого Федерико ФЕЛЛИНИ, который при встрече сказал Андрею: «Я смотрел твой фильм. Не весь, конечно, он очень длинный, но то, что я видел, — гениально!»
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!