«ЗОЛОТО ПАРТИИ»
В действительности саквояж с пятьюстами тысячами рублей золотом, которым так лихо перебрасываются в кадре герои фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», весил бы... больше ста килограммов! Впрочем, история эта не о сокровищах, а о мужской дружбе.
Титры: «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ» «Мосфильм», 1974 год. Авторы сценария: Эдуард Володарский, Никита Михалков. Режиссер-постановщик: Никита Михалков. В ролях: Юрий Богатырев, Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Николай Пастухов, Александр Кайдановский, Никита Михалков, |
|
Александр Калягин, Николай Засухин, Константин Райкин. |
МОЛОДОЙ, ДА РАННИЙ
В статье о перевозке в годы Гражданской войны золота с сибирского прииска в Москву, опубликованной в журнале «Наука и жизнь», Никита МИХАЛКОВ и Эдуард ВОЛОДАРСКИЙ угадали интересный сюжет для приключенческого фильма. Сценарий под названием «Красное золото» появился в феврале 1971 года.
«Наш с Михалковым сценарий, - рассказывал Эдуард Володарский, - поначалу был банальным. Однако, смирив гордыню и призвав на помощь оператора Павла Лебешева, мы основательно переработали свое творение. Многие сюжетные линии выдумали, не зная, могли ли эти ситуации быть в Гражданскую, существовали ли такие люди и такие отношения между ними».
14 марта 1972 года Михалков приступил к съемкам своего первого полнометражного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», а в конце мая его… призвали в армию.
ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ
Молодой режиссер служил на Камчатке и считал дни до демобилизации. Посетивший с концертом его воинскую часть Махмуд ЭСАМБАЕВ посоветовал снимать картину в Чечено-Ингушетии. Впоследствии Никита Сергеевич не пожалел, что отправившись в такую даль, хорошо изучил окрестности Шали и Уpyc-Мартана.
На главные роли Никита Сергеевич предпочел пригласить своих друзей. Константин РАЙКИН должен был играть казаха Кадыркуна, но худсовет рекомендовал изменить национальность героя, и Кадыркун стал татарином Каюмом.
Актеру очень пригодились его детские наблюдения за своей нянечкей-татаркой — многие слова Каюма (например, «шакал») взяты из ее лексикона. В съемках участвовала и будущая жена режиссера - Татьяна (дама в видениях Брылова).
«Больше всех нас удивили чеченцы, - делился впечатлениями Константин Райкин, - они играли замечательно. Когда мы снимали ограбление поезда и хотели им выдать карабины, то услышали: «Не надо, оружие есть» - Представляете? У всех - свое! Во время же работы над этим эпизодом чеченцы вошли в такой азарт, что остановили их только выстрелы из ракетницы».
Трюк с прыжком из седла несущейся лошади на подножку вагона должен был выполнить знаменитый цирковой артист. Однако дубль следовал за дублем, а у акробата ничего не получалось. И вдруг один из местных джигитов вскочил на лошадь, на всем скаку прыгнул на подножку вагона, затем вскарабкался на крышу, пробежал по ней - и вот он опять в седле! Все были в восторге. Но как ни уговаривал Михалков чеченца повторить все это на камеру, тот отказался: «Нет! У вас есть свои артисты!»
ДРАКУ ЗАКАЗЫВАЛИ?
В одном из поздних интервью Юрий БОГАТЫРЕВ (в фильме - чекист Шилов) говорил: «Уж сколько лет прошло, а я вдруг начинаю думать о роли, вспоминаю целые сцены как их надо было бы сыграть...» Михалков всегда восхищался талантом и удивительной силой воли этого актера: «Когда мы снимали финальную сцену, где Шилов бежал навстречу товарищам, то Юра никогда не за нимавшийся спортом, выглядел настоящим атлетом с рельефными мышцами».
Самого Никиту Сергеевича за его любовь к спорту все называли Лось номер один, а Богатырева - Лось номер два. При этом «второй номер» совершенно не умел драться - ударил своего «врага» Александра КАЙДАНОВСКОГО (Лемке), как маленькие дети, раскрытой ладонью.
И здесь Михалков выступил в роли учителя. В результате «ротмистру» досталось по Первое число. «Это тебе за сволочь, это тебе за хама», - приговаривал Богатырев, нанося удары.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!