1

«Табор уходит в небо» (1976)

«ГОРДЫЕ ЛЮДИ»

Волнующий сюжет, красивые актеры, проникновенная музыка... Легендар­ный «Табор уходит в небо» и сейчас смотрится на одном дыхании.

  Титры:

«ТАБОР УХОДИТ В НЕБО»

«Мосфильм», 1976 год.

Режиссер-постановщик:

Эмиль Лотяну.

Автор сценария:

Эмиль Лотяну

(по мо­тивам ранних рассказов М. Горького).

Композитор:

Евгений Дога.

В ролях:

Григоре Григориу,

Светлана Тома,

Барасби Мулаев,

Ион Шкуря,

Па­вел Андрейченко,

Серджу Финити,

Бо­рислав Брондуков,

Михаил Шишков и другие.

 

КАНДАЛЫ ДЛЯ АКТРИСЫ

Почти в каждой молдавской деревне вам обязательно расскажут трогательную историю о том, как давным-давно знаме­нитый режиссер Эмиль ЛОТЯНУ приезжал сюда искать артистку для фильма «Табор уходит в небо» и даже выбрал продавщицу Тосю (доярку Люсю, учительницу Катю), да она, глупая, отказалась. И тогда режис­сер нашел Светлану ТОМА...

В эти рассказы легко поверить. Краса­виц в Молдавии немало, а Лотяну дей­ствительно в поисках актеров для своих картин покрывал, по его собственным словам, широкие горизонты. Однако свою будущую жену режиссер встретил задол­го до «Табора» и вначале пригласил ее на главную роль в другой фильм - «Красные поляны».

 

«Знаете, как мы познакомились? - вспоминал Лотяну. - Мой ассистент (ак­тер Михаил Вадиков) пристал к Свете в автобусе Бельцы - Кишинев. При­тащил ко мне. Деревенская девочка в го­роде проездом. Но держится смело. Спра­шиваю: «Куда же ты направляешься?» Отвечает: «Поступать в юридический ин­ститут». - «Почему именно туда?» - «Боль­ше всего на свете мне хочется карать не­справедливость». Я сразу понял: передо мной личность».

 

Светлане, как это часто бывает, их пер­вая встреча запомнилась несколько ина­че: «Стояла перед ним как на экзамене. «Ну, - произнес он, - ты знаешь какие- нибудь стихи?» Я с вызовом ответила: «Наша Таня громко плачет!..» Он прервал меня и распорядился зарядить пленку для кинопробы. Через неделю я была утверж­дена на главную роль».

 

«Табор» принес Светлане Тома всемир­ную известность, но при этом оставил не­мало горьких воспоминаний. Жена режис­сера дважды проходила пробы на главную роль, прежде чем получила официаль­ную (!) телеграмму от директора картины: «Вы утверждены на роль Радды. Начало съемок через две недели». Лотяну желал доказать прежде всего самому себе, что никто не сыграет эту роль лучше.

 

Снимали, как всегда, в Карпатах, рядом со старинным городом Виноградовым, где сохранились руины Усочанского замка - памятника архитектуры XV века. Встава­ли в пять утра и работали до изнеможе­ния. Лотяну то и дело возмущался: «Пло­хо, невозможно плохо, бездарно!» Таков был стиль его работы.

Светлана совсем измучилась. По не­скольку часов ходила с привязанной к спине палкой, выправляя осанку, а на ло­дыжки надевала трехкилограммовые «браслеты» с гирями. «Ты должна быть как газель!» - раздражался Эмиль. Мало того, поздней осенью на ее долю выпало «лет­нее» купание в ледяной реке. Чтобы при дыхании не шел пар, во рту она держала кусочек льда. Тело, намазанное толстым слоем жира, казалось чужим.

В какой-то момент нервы актрисы не выдержали, и, не сказав никому ни слова, она собралась и улетела в Москву, а оттуда - в Софию, на премьеру своего нового фильма. «Я была уверена, - вспоминала она, - что меня сни­мут с роли. Через десять дней, когда вер­нулась, разразился страшный скандал. По­степенно страсти улеглись. Только Эмиль перестал со мной разговаривать, общал­ся через третьих лиц».

Но все их жертвы были не напрасны. По опросу журнала «Советский экран», Свет­лану признали лучшей актрисой 1976 года, а фильм, собрав 64,9 миллиона зри­телей, стал лидером проката и получил в Сан-Себастьяне (Испания) Гран-при - «Большую золотую раковину».

ЦЫГАНСКАЯ ДУША

Многие сцены «Табора» снимались под музыку Евгения ДОГИ, которая задавала ритм, создавала у актеров нужное настро­ение. Удивительно, но большинство мело­дий были написаны всего за сутки! Вер­нее, переписаны, поскольку композитор накануне сдачи материала забыл в такси почти все ноты и в авральном порядке, по памяти, еле успел их восстановить. Увер­тюра, встреча, проезд, финал - все это было воссоздано за одну ночь.

Сам Евгений Дмитриевич любил по­вторять, что его встреча с Лотяну - про­сто судьба: «Сейчас трудно даже пред­ставить фильмы Эмиля без моей музыки, а меня - без него. Он с первой нашей встречи убеждал: «Бери мотивы в дерев­нях». И я послушался. Это потом очень помогло, особенно в картине «Табор ухо­дит в небо».

ПРОЩАЙ, ЛОЙКО...

В большое кино актер-самоучка Гри­горе ГРИГОРИУ пришел, как и Светлана Тома, благодаря Эмилю Лотяну. Режис­сер пригласил его на роль молодого ча­бана Саввы Милчу в картине «Красные поляны». Дебют оказался удачным. По­том была эпопея «Лаутары». Но насто­ящую славу принесла актеру роль Лойко Зобара в фильме «Табор уходит в небо». В картине «Мой ласковый и нежный зверь» Григориу играл Полихрония Ар­кадьевича.

 

Смерть Эмиля оказалась для Григоре настоящим ударом. «На его похоронах, - вспоминал артист, - мы со Светланой То­ма, находились, словно в коме. Я вдруг понял, что теперь никто не будет писать специально для меня роли, никто не бу­дет искать костюмы, никто не скажет после премьеры: «Ты сыграл потряса­юще!».

 

Режиссер оставил четыре сценария к прекрасным фильмам, в одном из кото­рых Григориу должен был сыграть глав­ную роль - трубача Фанни Ромо. Он уже почти научился играть на трубе, однако судьба распорядилась иначе. Через пол­года Григоре Григориу погиб в автоката­строфе. Ему было шестьдесят два года.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

(но если Вы увидите серенький экран –

это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели

этот фильм только на странице YouTube,

смело кликайте ссылочку на сером экране

и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)

 

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz