«ГОРДЫЕ ЛЮДИ»
Волнующий сюжет, красивые актеры, проникновенная музыка... Легендарный «Табор уходит в небо» и сейчас смотрится на одном дыхании.
Титры: «ТАБОР УХОДИТ В НЕБО» «Мосфильм», 1976 год. Режиссер-постановщик: Эмиль Лотяну. Автор сценария: Эмиль Лотяну (по мотивам ранних рассказов М. Горького). Композитор: Евгений Дога. В ролях: Григоре Григориу, Светлана Тома, Барасби Мулаев, Ион Шкуря, Павел Андрейченко, |
|
Серджу Финити, Борислав Брондуков, Михаил Шишков и другие. |
КАНДАЛЫ ДЛЯ АКТРИСЫ
Почти в каждой молдавской деревне вам обязательно расскажут трогательную историю о том, как давным-давно знаменитый режиссер Эмиль ЛОТЯНУ приезжал сюда искать артистку для фильма «Табор уходит в небо» и даже выбрал продавщицу Тосю (доярку Люсю, учительницу Катю), да она, глупая, отказалась. И тогда режиссер нашел Светлану ТОМА...
В эти рассказы легко поверить. Красавиц в Молдавии немало, а Лотяну действительно в поисках актеров для своих картин покрывал, по его собственным словам, широкие горизонты. Однако свою будущую жену режиссер встретил задолго до «Табора» и вначале пригласил ее на главную роль в другой фильм - «Красные поляны».
«Знаете, как мы познакомились? - вспоминал Лотяну. - Мой ассистент (актер Михаил Вадиков) пристал к Свете в автобусе Бельцы - Кишинев. Притащил ко мне. Деревенская девочка в городе проездом. Но держится смело. Спрашиваю: «Куда же ты направляешься?» Отвечает: «Поступать в юридический институт». - «Почему именно туда?» - «Больше всего на свете мне хочется карать несправедливость». Я сразу понял: передо мной личность».
Светлане, как это часто бывает, их первая встреча запомнилась несколько иначе: «Стояла перед ним как на экзамене. «Ну, - произнес он, - ты знаешь какие- нибудь стихи?» Я с вызовом ответила: «Наша Таня громко плачет!..» Он прервал меня и распорядился зарядить пленку для кинопробы. Через неделю я была утверждена на главную роль».
«Табор» принес Светлане Тома всемирную известность, но при этом оставил немало горьких воспоминаний. Жена режиссера дважды проходила пробы на главную роль, прежде чем получила официальную (!) телеграмму от директора картины: «Вы утверждены на роль Радды. Начало съемок через две недели». Лотяну желал доказать прежде всего самому себе, что никто не сыграет эту роль лучше.
Снимали, как всегда, в Карпатах, рядом со старинным городом Виноградовым, где сохранились руины Усочанского замка - памятника архитектуры XV века. Вставали в пять утра и работали до изнеможения. Лотяну то и дело возмущался: «Плохо, невозможно плохо, бездарно!» Таков был стиль его работы.
Светлана совсем измучилась. По нескольку часов ходила с привязанной к спине палкой, выправляя осанку, а на лодыжки надевала трехкилограммовые «браслеты» с гирями. «Ты должна быть как газель!» - раздражался Эмиль. Мало того, поздней осенью на ее долю выпало «летнее» купание в ледяной реке. Чтобы при дыхании не шел пар, во рту она держала кусочек льда. Тело, намазанное толстым слоем жира, казалось чужим.
В какой-то момент нервы актрисы не выдержали, и, не сказав никому ни слова, она собралась и улетела в Москву, а оттуда - в Софию, на премьеру своего нового фильма. «Я была уверена, - вспоминала она, - что меня снимут с роли. Через десять дней, когда вернулась, разразился страшный скандал. Постепенно страсти улеглись. Только Эмиль перестал со мной разговаривать, общался через третьих лиц».
Но все их жертвы были не напрасны. По опросу журнала «Советский экран», Светлану признали лучшей актрисой 1976 года, а фильм, собрав 64,9 миллиона зрителей, стал лидером проката и получил в Сан-Себастьяне (Испания) Гран-при - «Большую золотую раковину».
ЦЫГАНСКАЯ ДУША
Многие сцены «Табора» снимались под музыку Евгения ДОГИ, которая задавала ритм, создавала у актеров нужное настроение. Удивительно, но большинство мелодий были написаны всего за сутки! Вернее, переписаны, поскольку композитор накануне сдачи материала забыл в такси почти все ноты и в авральном порядке, по памяти, еле успел их восстановить. Увертюра, встреча, проезд, финал - все это было воссоздано за одну ночь.
Сам Евгений Дмитриевич любил повторять, что его встреча с Лотяну - просто судьба: «Сейчас трудно даже представить фильмы Эмиля без моей музыки, а меня - без него. Он с первой нашей встречи убеждал: «Бери мотивы в деревнях». И я послушался. Это потом очень помогло, особенно в картине «Табор уходит в небо».
ПРОЩАЙ, ЛОЙКО...
В большое кино актер-самоучка Григоре ГРИГОРИУ пришел, как и Светлана Тома, благодаря Эмилю Лотяну. Режиссер пригласил его на роль молодого чабана Саввы Милчу в картине «Красные поляны». Дебют оказался удачным. Потом была эпопея «Лаутары». Но настоящую славу принесла актеру роль Лойко Зобара в фильме «Табор уходит в небо». В картине «Мой ласковый и нежный зверь» Григориу играл Полихрония Аркадьевича.
Смерть Эмиля оказалась для Григоре настоящим ударом. «На его похоронах, - вспоминал артист, - мы со Светланой Тома, находились, словно в коме. Я вдруг понял, что теперь никто не будет писать специально для меня роли, никто не будет искать костюмы, никто не скажет после премьеры: «Ты сыграл потрясающе!».
Режиссер оставил четыре сценария к прекрасным фильмам, в одном из которых Григориу должен был сыграть главную роль - трубача Фанни Ромо. Он уже почти научился играть на трубе, однако судьба распорядилась иначе. Через полгода Григоре Григориу погиб в автокатастрофе. Ему было шестьдесят два года.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!
(но если Вы увидите серенький экран –
это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели
этот фильм только на странице YouTube,
смело кликайте ссылочку на сером экране
и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)