«Трактир на Пятницкой» (1977)

«ПОД ПРИКРЫТИЕМ»

В лихие двадцатые «господа офицеры, голубые князья» превратились в благородных разбойников.

  Титры:

«ТРАКТИР НА ПЯТНИЦКОЙ»

«Мосфильм», 1977 год.

Режиссер:

Александр Файнциммер.

Сценарий:

Александр Дольский,

Николай Леонов.

Оператор:

Всеволод Симаков,

Сергей Вронский.

В ролях:

Геннадий Корольков,

Тамара Сёмина

Константин Григорьев

Лев Прыгунов,

Николай Ерёменко м.,

Виктор Перевалов,

 

Александр Галибин,

Марина Дюжева,

Лариса Еремина,

Глеб Стриженов.

 

РАЗ ПОШЛИ НА ДЕЛО...

20-х годах прошлого века в злачном месте на Пятницкой действительно любили собираться участники одной из замоскворецких банд. Именно там столичная «уголовка» провела блестящую операцию по задержанию преступников. Писатель Николай ЛЕОНОВ обнаружил отчеты осведомителей в архиве на Лубян­ке.

Мастеру детективного жанра, долгое время служившему в органах, сделать эту историю увлекательной для читателя не составило труда. «Трактир на Пятницкой» имел оглушительный успех, и однажды Леонову позвонил режиссер Александр ФАЙНЦИММЕР с предложением экра­низировать его про­изведение. Он согла­сился и даже написал сценарий к одно­именному фильму.

Режиссер собрал блестящую актер­скую команду, и ра­бота закипела. Лев ПРЫГУНОВ, сыграв­ший чекиста, вне­дрившегося в банду, до сих пор с восхи­щением рассказывает о «фирменном стиле» Файнциммера: «Он постоянно го­ворил нам: «Вы все гениальные, и мне вас учить нечему. Так что сыграйте сейчас, пожалуйста, вот эту сцену». Мы сыграли. «Ну, просто замечательно. У меня к вам только одна просьба: сыграйте в два раза быстрее». Фильм получился динамичным и зрелищным».

ОБОРОТНИ БЕЗ ПОГОН

Тем не менее, без творческих баталий не обошлось. Особенно бушевал Николай ЕРЕМЕНКО-младший, возражавший про­тив попыток Файнциммера смягчить об­разы чекистов. Разногласия приняли на­столько острый характер, что актер даже грозился побить режиссера! Недоволен Еременко был и трактовкой образа своего героя - бывшего князя, ставшего налет­чиком по прозвищу Цыган.

«Мне казалось, что его прини­жают, - вспоминал актер. - Все-таки он ваше благородие, а не сволочь распоследняя. У него еще остались представ­ления о чести и благородстве. Мне хоте­лось показать драму человека голубых кровей, волею судеб, превратившегося в бандита. И кое-что, вопреки режиссерскому замыслу, мне удалось. Ко мне не раз подходили зрители и гово­рили, что Цыгана им жаль».

 

Глебу Стриженову доста­лась роль штабс-капитана Владимира Гремина, став­шего гитаристом в тракти­ре. «Этот образ - квинтэс­сенция судеб дворян в советской России. — рассказывал режис­сер. — Я долго мучился, выбирая актера. И бес­конечно благодарен певице Жанне БИЧЕВСКОЙ, которая посовето­вала пригласить Стриженова.

 

(Кстати, именно голос Бичевской мы слышим, когда Лариса ЕРЕМИНА исполняет ро­манс «Не говорите мне о нем»). Глеб Александрович столько повидал на своем веку, что сумел придать роли поис­тине космический масштаб. Сцены с ге­роем Стриженова - самые щемящие, самые пронзительные».

Актер, не изба­лованный вниманием режиссеров, взял­ся за работу с энтузиазмом. «У него словно выросли крылья. Он все время что-то придумывал, фонтанировал идея­ми. Рядом с ним хотелось подтянуться, сыграть получше», — вспоминает Тамара СЕМИНА, сыгравшая хозяйку трактира.

Именно Глеб Александрович предложил исполнить в филь­ме песню Александра ДОЛЬ­СКОГО «Господа офицеры». Киноначальство воспроти­вилось: «Слишком уж штабс-капитан Россию лю­бит! Белые офицеры так не могут!..» Стриженов спел лишь один куплет, но и это произвело эффект разорвавшейся бомбы. «После «Трактира на Пятницкой» все решили, что она народная, поэтому у нее сразу появилось множество «авто­ров»! К счастью, она у меня уже была за­фиксирована в авторских правах», — го­ворит Дольский.

СУДЬБА УРКАГАНА

Пашка-Америка - имя реального пре­ступника, который действовал в Москве во второй половине 40-х годов. Его «под­вигам» посвящен один из фильмов доку­ментального цикла «Следствие вели...» с Леонидом КАНЕВСКИМ. Николай Леонов писал роль Пашки-Америки в расчете на Виктора КОСЫХ, но режиссер не согласился с его выбором.

В результате Виктор сыграл гимназиста Леньку. «Во время съемок мне срочно по­надобилось уехать, и я попросил «убить» меня пораньше, - вспоминает актер. - Режиссер говорил: «Витька, у тебя впере­ди такие сцены!» Я же был непреклонен. Но много материала со мной уже было отснято, так что Ленька мелькает в не­которых сценах уже после смерти».

А виртуоза-карманника блестяще сы­грал начинающий актер Александр ГАЛИ­БИН: «На эту роль пробовалась, по-моему, вся Москва, а повезло мне, студенту чет­вертого курса ЛГИТМиКа. Может быть, потому, что на пробах я оказался послед­ним», — шутит Александр. У него это была всего лишь вторая роль в кино. Кстати, ловко шарить по карманам Галибина обу­чил сам Николай Леонов.

«Эти съемки стали для меня фантастическим опытом. Письма шли мешками: «Москва, «Мос­фильм», Пашке-Америке», — рассказыва­ет Галибин. - Однажды в Комсомольске-на-Амуре ко мне подошли местные криминальные авторитеты и заявили: «Пашка, старик, ты у нас по тюрьмам че­ловек уважаемый. Так что по улицам мо­жешь спокойно ходить, тебя никто не тронет».

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. Судьба Константина ГРИГО­РЬЕВА, исполнившего роль главаря банды Серого, сложилась трагично. Вначале 80-х на него напали хули­ганы. Актер получил черепно-мозговую травму, и ему пришлось уйти из профессии. Скончался Гри­горьев в феврале 2007 года.

2. Сцену знакомства Пашки-Америки и Аленки (Марина ДЮЖЕ­ВА) снимали в Торговых рядах Ростова. Силуэты знаменитых мо­сковских храмов на этих кадрах - работа мастеров комбинированных съемок.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

(но если Вы увидите серенький экран –

Это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели

этот фильм только на странице YouTube,

смело кликайте ссылочку на сером экране

и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)

 

kinofan.ucoz.club © 2019 uCoz