«ЛЮБОВЬ ОКАЯННАЯ»
Газета «Монд» назвала «Угрюм-реку» самым страстным русским фильмом. А уж французы в этом понимают!
Титры: «УГРЮМ-РЕКА» Свердловская киностудия, Гостелерадио, 1969 год. Режиссер: Ярополк Лапшин. Авторы сценария: Валентин Селиванов, Ярополк Лапшин. Оператор: Василий Киржибеков. Композитор: Юрий Левитин. В ролях: Георгий Епифанцев, Людмила Чурсина, Виктор Чекмарев, Валентина Владимирова, Гиви Тохадзе, |
|
Афанасий Кочетков, Александр Демьяненко, Валентина Иванова, Евгений Весник и другие. |
4:1 В НАШУ ПОЛЬЗУ
В своем романе «Угрюм-река», повествующем о жизни дореволюционной Сибири, Вячеслав ШИШКОВ говорил: «Это та вещь, ради которой я родился». То же мог бы повторить и Ярополк ЛАПШИН, который загорелся идеей экранизировать произведение: «Подобные истории сами просятся, чтобы из них сделали захватывающий фильм. Здесь и детективный сюжет, и столкновение сильных характеров, и любовь, и предательство, и убийство». При первой же возможности режиссер подал заявку в Госкино, однако ее зарубили, заявив, что картинам про залихватскую жизнь угнетателей народа на советском экране не место. Но Ярополк Леонидович и его супруга Лариса КОЗЛОВА, редактор всех фильмов Лапшина, сдаваться не собирались. Лариса Николаевна обратилась на Центральное телевидение и вскоре получила положительный ответ. Более того, Лапшину предложили снять ни больше ни меньше пятисерийный телефильм! Однако он решил, что не потянет такой хронометраж, и подписал договор на четыре серии. В соавторы режиссер пригласил Валентина СЕЛИВАНОВА. «Сценарий мы написали довольно быстро — помогло высокое качество литературного материала, который нас захватил и увлек», — вспоминал Лапшин.
СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР
Самым сложным, оказалось найти исполнителя на главную роль: слишком уж непростой нрав был у купеческого сынка Прохора Громова. «Такие персонажи в советском кино были редкостью, - говорил Лапшин. — И у артистов просто не хватало опыта, чтобы сыграть их правдиво».
После долгих поисков утвердили Владимира ГУСЕВА. Отсняли несколько сцен, и тут во время очередного дубля Гусев упал и сломал ногу. Расставаться с талантливым актером режиссер не хотел и решил приостановить съемки. Но заказчик, Центральное ТВ, торопил. Пришлось в экстренном порядке вводить Георгия ЕПИФАНЦЕВА, который пробовался на эту роль. «Громов очень трудная, но самая любимая и близкая роль. Мой герой - забубенная головушка, человек страстей, - рассказывал Епифанцев. — Я, может быть, единственный раз смог развернуться во всю ширь своей души. Играл по принципу «Эх, размахнись, рука, раззудись, плечо!». И Лапшин меня ни разу не одернул!»
КРАСИВЫЙ ФЕНОМЕН
Людмила ЧУРСИНА, сыгравшая трагическую роль Анфисы, стала украшением фильма. А ведь поначалу коллеги не одобряли выбор режиссера. Да что там коллеги! «Как-то ко мне подошел главный бухгалтер студии и говорит: «Ну как вы, Ярополк Леонидович, могли пригласить Чурсину?! - смеялся Лапшин. - Она же высокая, худая... Разве мало красивых артисток?» Но режиссер оказался прав на все сто процентов - «высокая, худая» Чурсина вызывала сочувствие у всех женщин!
На съемках Лапшин опекал будущую звезду и даже хлопотал о повышении ей гонорара. Позднее режиссер признавался, что комфортнее всего ему работалось именно с ней. Людмила Алексеевна называет Лапшина своим крестным отцом, ведь он подарил ей роль, о которой мечтает каждая актриса: «В Анфисе много истинно русской красоты, но она дана ей на погибель». Параллельно Чурсина снималась еще в «Виринее» и «Журавушке». В 1970 году за эти три картины она получила Государственную премию и звание народной артистки РСФСР, минуя титул заслуженной. Исключительный случай в истории советского кино!
СКОЛЬКО СТОИТ НАРОДНОЕ ДОБРО?
Картину снимали на Свердловской киностудии. Из-за скромного бюджета экспедицию в тайгу пришлось отменить, натуру нашли на Урале: «В роли Угрюм-реки выступила Чусовая, снимали в деревне Слободе, в Нижнем Тагиле». Богатые интерьеры дома Громова выстроили в павильоне. Режиссер старался экономить каждую копейку, но его все равно упрекали в расточительности. «Въедливый директор студии, увидев отснятый материал, возмущенно воскликнул: «Этот Лапшин — настоящий транжира! Ради дешевого эффекта он на площадке даже мост построил!» — вспоминал режиссер. На самом деле монтажеры соединили кадры, снятые в двух разных местах.
После премьеры фильма на студию пришли тысячи восторженных писем, в том числе и такого содержания: «Наша бригада из первой смены перешла во вторую. Поменяйте, пожалуйста, время эфира!» А еще зрители требовали показать ленту на большом экране. Сократить фильм до двух серий Лапшин отказался, и в кинотеатрах фильм шел без купюр. На его производство было затрачено всего 240 тысяч рублей, а прибыли он принес почти полтора миллиона!
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:1. В «Угрюм-реке» Прошке предрекали: «Начало у тебя будет хорошее, середка бурная, конец страшный!» Судьба Георгия Епифанцева тоже сложилась трагически. В начале 90-х ему, чтобы прокормить семью, пришлось даже торговать на Киевском рынке. Душевный разлад он «лечил» алкоголем. В1992 году актер погиб под колесами товарного поезда. 2. Ярополк Лапшин снял еще две исторические ленты о становлении капитализма на Урале - «Приваловские миллионы» и «Демидовы». |
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!