«Великая сила слов в видеоформате»
Вы любите задавать вопросы себе? А другим? Когда я была маленькой, то по словам моей мамы, если она мне что-то предлагала съесть, я обязательно спрашивала: а чем это полезно? Потом спрашивала уже не только маму: а как разговаривают рыбы? А почему небо голубое? А есть жизнь в капле воды?.. А почему все гуляют, а я должна опять идти в музыкалку?..
Спустя несколько лет, настало время, когда я спрашивала уже саму себя: а кем я хочу стать? Нравится он мне или нет? Я согласна? Затем задавала вопросы совсем не для получения ответов: а кто это такой хороший проснулся?.. И, не успев оглянуться: хочешь с девушкой познакомить?
В одно время мои вопросы с ответами замечательных людей печатались в журнале и это, благодаря уже появившемуся интернету, позволило мне обрести новых друзей в Германии, Америке, Бельгии… Писала рассказы, чтобы найти ответы на важные женские вопросы… Я пропустила еще массу моментов, когда вопросы вели меня по жизни: вопросы надежды в онкоцентре, вопросы прощания с близкими, вопросы начала нового дела…
У каждого из нас в жизни есть свои повороты и моменты истины, и с помощью правильных вопросов их можно превратить в очень нужный кому-то фильм. Вы сами или любой человек из Вашего окружения можете стать героем документального кино.
Интервью — самый многофункциональный способ создания уникального контента во всех странах мира. Освоив его, перед Вами откроются действительно необъятные просторы для творчества, заработка и нетворкинга. К тому же, на основе даже одного, но правильного интервью, можно создать полноценный документальный фильм. К примеру, в жанре портрет.
«Золотой ключик к прибыльному творчеству»
(Каким должен быть интервьюер?)
Знаете ли Вы, что интервью на камеру - это один из самых простых и самых мощных способов быстро создавать качественный контент? Научившись грамотно задавать нужные вопросы, можно здорово разнообразить даже простые по воплощению видео, потому что интервью обладает огромными ресурсами и малыми затратами. А еще это очень короткий путь к ценным знакомствам и прибыльному творчеству, чему приведу реальные доказательства в ближайшие дни. Поэтому начну с такой полу шуточной, хотя и не без пользы, разминки.
«Типажи интервьюеров»
➢ 1. «ОБВОЛАКИВАЮЩАЯ ОЛЬГА»: Вопросы должны быть мягкими как подушка.Только таким образом можно разговорить собеседника…
➢ 2. «НЕРВНАЯ НАДЯ»: Я ненавижу интервью, меня просто парализует страх. Лучше пусть кто-нибудь другой этим занимается. Я не хочу…
➢ 3. «САМОВЛЮБЛЕННЫЙ САША»: Ответы меня не очень-то интересуют, гораздо важнее задать умный вопрос, ответы собеседника зависят от моего вопроса, а не наоборот…
➢ 4. «БОРИС-БРОНЕВИК»: Интервью должно быть наступательным. Никаких сюсюканий, идти напролом!
➢ 5. «ДИМА-ДИПЛОМАТ»: В МИДе меня учили, как важно выбирать слова и задавать взвешенные вопросы. Поэтому я всегда очень тщательно формулирую вопросы и выбираю выражения.
➢ 6. «ФЛИРТУЮЩАЯ ФАИНА»: особенно хорошо у меня получаются интервью с мужчинами, даже самый неразговорчивый тип охотно отвечает на мои вопросы…
Кто Вам покажется правильным и каким бы Вы хотели стать интервьюером. Это была разминка, но не без практической пользы. А теперь к важному.
«Что самое ценное в интервью?»
➢ Самое ценное в интервью – когда человек в процессе беседы и в момент съемки делится тем, чем не был готов поделиться до интервью. Это означает, что интервьюеру удалось создать доверительную атмосферу, грамотно подвести вопросами к моменту истины и тогда произошло чудо - здесь и сейчас, прямо перед камерой – человек раскрылся. Это высшее мастерство, но ему можно научиться.
➢ Или пойманные вовремя эмоции при помощи интервью способны превратить набор отпускных фотографий в настоящее увлекательное «кино».
➢ И яркий пример тому фильм, сделанный моей подругой о своем недавнем вояже в Париж. Он целиком снят смартфоном. Технология несложная, но очень впечатляющая, и главное в ней — интервью.
Сделать такой фильм можно, даже если вы не снимали интервью в поездке. Их просто нужно снять сейчас. Конечно, ответы эмоционально будут немного другими, но, возможно, не менее интересными. В составлении вопросов можно уже отталкиваться от имеющихся фотографий, чтобы было проще создать интересную видео историю.
«Хитрости разговорного жанра»
(Как разговорить любого человека + приложения для расшифровки интервью.)
Тема интервью настолько богата, что я не могу не поделиться с Вами еще несколькими полезностями.
Чтобы разговорить человека интервьюеры применяют специальные техники. Например, техника «Часы» Клааса Тура. С ее помощью можно не только начать разговор практически с любым человеком, но и узнать истории из его жизни. Личные подробности очень важны в портретном интервью.
Диалог 1.
-Простите, вы не расскажете, что за часы у вас на руке?
-Это? Ну, часы «Заря»…
-Такие миниатюрные…
-Да, но очень практичные и настолько легкие, что почти не чувствуются на руке. Я всегда ношу их…
-Всегда?
-Да.
-Расскажите подробнее.
-Ну, ладно. У этих часов вообще-то интересная история. Мне подарил эти часы мой муж. Мы встретились с ним 7 лет назад, у нас был очень бурный роман. В то время у меня не было часов, и на все свидания я приходила с опозданием. Тогда Володя подарил мне вот эти часы. Они стали моим талисманом… А потом наши пути начали расходиться. Мы уехали в разные города – учиться. Лишь иногда нам доводилось встречаться в Петербурге, и тогда казалось, что уже ничего не получится. А еще через полгода наши отношения окончательно погасли, как нам казалось тогда. Я решила купить новые часы – свои, потому что старые слишком уж напоминали о Володе. Потом получилось так, что мы совершенно случайно встретились в Киеве, наша любовь расцвела по-новому, чуть позже мы поженились, и теперь я не расстаюсь со своей «Зарей».
Диалог 2.
– Я вижу, Сергей, у вас нет часов на руке?
– Нет, я не люблю носить часы – мне кажется, что ремень
натирает руку, оставляя следы. Часы – это не для меня.
– Удается ли вам приходить вовремя на работу, на встречи?
– Конечно, в Москве это не проблема! Часы есть везде – в метро, на улицах. По радио постоянно сообщают время, да и компьютер тоже показывает время.
Подобные диалоги можно начать, зацепившись и за другие личные предметы: украшения, галстук, сотовый телефон. Так что тренируйте зоркий взгляд на своего собеседника – его внешний вид даст вам возможность заглянуть и в его внутренний мир.
Любое интервью перед монтажом подвергается расшифровке, то есть дословному перенесению речи в текст. Дело это трудоемкое, но сейчас помочь могут специализированные приложения. Например, программа Express Scribe. Ее главное удобство заключается в том, что во время расшифровки не нужно будет переключаться между различными окнами, потому что весь процесс будет происходить в одном месте. Вы загрузите аудиофайл с интервью в программу и с помощью горячих клавиш будете им управлять, набирая прослушанный текст здесь же в текстовом редакторе. Программа работает и с Windows и с Mac. Базовая версия бесплатна, а за расширенные опции придется доплатить до 60 долларов.
Программа Transcriber Pro тоже обладает практически всеми функциями предыдущей программы, но может работать не только с аудиофайлами, а и сразу с видео. Еще к приятностям можно отнести русскоязычный интерфейс. Но программа платная, стоит около 700 рублей в год и доступна лишь для пользователей Windows.
Другая программа для Windows Voco может вообще избавить от набора текста. Для расшифровки нужно включить аудиофайл. Поскольку эта программа российского происхождения, то она неплохо справляется с транскрипцией русской речи. Программа платная: для частного использования ее стоимость 1690 рублей, для коммерческого - 49 900 рублей.
Если вы обладатель «яблочных» гаджетов и любите что-то наговаривать на ходу и делать аудиозаметки, то превратить их в текст вам поможет приложения для iOS Dragon Dictation. Приложение бесплатное, но работает только при подключении к интернету.
Программа RealSpeaker способна расшифровать не только аудио-интервью, но и видео. И поскольку она анализирует не только звук, но и движения губ говорящего, то качество текста записи с видеокамеры выше. Программа работает на Windows, и ее базовая версия стоит 69 долларов.
Погрузиться глубже в тему разговорного жанра, создать фильм-автопортрет и стать умелым интервьюером получится, изучив курс «Мастер интервью».
«Что может загубить даже самое лучшее поведение в кадре»
Вы можете прекрасно держаться перед камерой, а видео все равно получится с браком. И причин для этого немало. Вот лишь некоторые.
При выборе локации для съемки обратите внимание на звуки. Место должно быть тихим, без резких отвлекающих шумов, особенно, если Ваша камера не приспособлена к подключению выносного микрофона. Это означает, что Вам придется довольствоваться только тем звуком, который запишет микрофон, встроенный в камеру. И для того, чтобы такой звук был качественным, камера должна находиться, как можно ближе к человеку. Или можно подстраховаться и положить рядом диктофон или телефон с такой функцией и записать звуковую дорожку еще и на них. А в процессе монтажа заменить камерный звук на отдельно прописанный, если он лучше.
Безусловно, выбирая место, нужно обращать внимание и на освещенность. Каким светом Вы воспользуетесь – естественным или искусственным? Главное, не смешивайте их, потому что цвет света любой камеры будет разным при естественном и искусственном освещении, соответственно и баланс белого будет настраиваться по-разному. Это означает, что если Вы не хотите получить слишком желтую или синюю картинку, воспользуйтесь только одним светом.
Выбирая место для съемки себя в кадре, обратите внимание также и на то, гармонирует ли интерьер с темой Вашего видео. И не садитесь вплотную к стене! Напротив, оторвитесь от нее, как можно дальше, пусть мебель будет за вами фоном. Это даст объем, перспективу – на такую картинку смотреть гораздо приятнее.
Удачи Вам!
Ольга Татарникова,
Ваш проводник в волшебный мир видео.