Урок 16. Как идею превратить в кино

   

«Как идею в голове или событие в жизни

превратить в кино на экране»

 

 

Любой фильм или ролик начинается задолго до съемок, а именно с задумки, то есть с идеи. Фильм должен быть про что-то: о чем-то рассказать, что-то выражать. Начинать нужно с того, чтобы сформулировать тему (про что) и сверхзадачу (какая мысль останется в голове у зрителя). Это маяки для всего следующего пути.

 

Это очень важный момент, и чем лучше он проработан, тем ближе окажется полученный результат к тому, что задумывали, и весь дальнейший процесс будет вам подконтролен, а не случаен. Сегодня нередко даже в профессиональной среде этим этапом пренебрегают, и потом на экране телевизора или в кинотеатре мы видим продукты, которые после просмотра вызывают сплошные вопросы: а про что это было и для чего это было, и что вообще хотел сказать автор?

 

Каша из мыслей автора рождает такую же кашу у зрителя, и наоборот, одна четкая авторская мысль для кого-то может стать открытием и побудит к определенным действиям, или же создаст ощущение сопричастности, позволит зрителю почувствовать себя единомышленником с автором, что естественно способствует увеличению лояльности зрителя. Когда тема определена, что делать дальше? Каким образом можно передать авторскую мысль в экранном произведении? Напомню, что в неигровом видео есть четыре основных способа:

1. Обращение к зрителю или участие в действии (стендап)

2. Закадровый текст с определенным видеорядом

3. Фрагмент действия (лайф)

4. Интервью (синхрон)

Иногда выбирать средства выражения приходится оперативно, уже во время съемок, особенно если это репортажная съемка. Но продумать возможные варианты все же лучше заранее. Любую тему, ну, например, тему здорового питания можно исполнить и в виде интервью, и в виде короткого ролика, и в виде фильма или сериала. То есть следующим шагом должен стать выбор подходящего жанра.

Что такое жанр? Понятие жанра пришло из древнегреческого театра и означает оно выбор методов воздействия на зрителя с целью вызвать в нем определенные эмоции. Это некий условный знак для зрителя, на что ему настраиваться. Какие есть экранные жанры? Условно их можно разделить на разговорные и визуальные.

К разговорным жанрам относится беседа нескольких людей – так называемое «спик-шоу». Когда разговаривают двое – это интервью, один человек задает вопросы, другой отвечает. Может быть и монолог – обращение человека к зрителям. К визуальной группе телевизионных жанров можно отнести ролик, сюжет, репортаж, фильм. Ролик – короткое, приблизительно от 30 секунд до полутора минут, как правило, рекламирующее или анонсирующее что-то произведение.

Чтобы за столь короткое экранное время выразить нужную мысль, драматургия его должна быть как в анекдоте – коротко и предельно ясно кто, что и зачем, а каждый кадр и каждый звук должны быть очень точно выверены. Зачастую, сделать 30-секундный рекламный ролик не проще, чем 30-минутный фильм.

Разновидностью ролика можно считать клип и видео зарисовку. Клип — это тоже короткое произведение, в котором роль закадровой музыки ведущая, все кадры должны монтироваться под музыку, отражая ее ритм. Дополнительными выразительными средствами в клипе могут быть титры и спецэффекты. В видео зарисовке требования к взаимодействию звука и изображения не такие жесткие, как в клипе, там важнее создать нужную атмосферу, передать эмоции.

Сюжет – это тоже небольшое по хронометражу видео произведение, как правило, от минуты до пяти-шести, но многокомпонентное по средствам выражения. Что я имею ввиду? Обычно сюжет имеет сочетание закадрового текста, то есть голоса, музыки, шумов и смонтированных под него кадров, фрагментов интервью.

Сюжет может быть информационным, рассказывающим об одном конкретном событии, может быть аналитическим, исследующим какую-то одну проблему, может быть портретным, то есть знакомящим с какой-нибудь личностью. Разновидностью сюжета является «опрос», то есть передача основной мысли автора фрагментами интервью разных людей, отвечающих на одни и те же вопросы – этакая нарезка их ответов.

Репортаж — это живой рассказ очевидца о каком-­либо событии общественной жизни, это наглядное изображение события, участником которого был сам автор. Перед автором стоит задача: рассказать так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели это событие на самом деле. Задача репортажа — не только воссоздать картину события, но и вызвать у зрителя определенные чувства и отношение к событию. Кроме событийного, репортаж может быть тематическим или постановочным.

Тематический репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Это может быть репортаж с городских улиц, из мастерской художника, из цеха автомобильного завода или со стадиона, где проходят спортивные соревнования, из балетного класса и так далее.

Постановочный репортаж – это популярное сегодня и в интернете реалити-шоу, то есть когда моделируются определенные условия, а затем ведется репортаж, позволяющий зрителям следить за реальным развитием событий.

В репортаже используются все те же выразительные средства, что и в сюжете. Отличается он от сюжета, пожалуй, большим хронометражем и более подробным рассказом о чем-либо.

Фильм – это еще более объемное экранное произведение, с более сложной драматургией, с наличием героев и нескольких линий повествования, с перемещениями во времени и пространстве. Фильм может быть документальным или игровым. Сегодня искусство все больше тяготеет к смешению жанров, использование жанровых элементов из одного вида в другом, потому что искушенного зрителя все труднее чем-то удивить, а значит нужно искать и экспериментировать.

Так и вы можете пофантазировать и попробовать придумать свой жанр, соединив какие-то элементы других визуальных искусств. Что еще может помочь в выборе жанра? Это, конечно же, определение ресурсов, временных и технических, которыми вы располагаете на данный момент.

Любая задумка, любая авторская мысль, облаченная в форму истории, ярче для восприятия и лучше запоминается. А происходит это потому, что любая история – это драматургия, а драматургия – это основа основ, это фундамент любого искусства, от живописи и музыки до кино и видео, да и просто в ежедневной жизни отыскать элементы драматургии не составит особого труда.

Так из чего же складывается драматургия и как правильно ее выстраивать? Мы помним: «начало, середина и конец». Но как распределить в этой кажущейся простоте все, что хочется передать зрителю, весь собранный материал? Чем эффектнее начать, зацепив внимание зрителя? Какой эпизод сделать самым главным, чем логично и весомо закончить свое видео послание? Выбор оказывается непростым, если информации много и все кажется одинаково важным.

Но хаос можно превратить в порядок, если составить верную композицию, то есть соблюсти вековые законы драматургии. Есть легкий способ проверить, существует драматургия в сюжете или нет. Если вы свободно можете поменять местами начало и финал или просто выкинуть середину, значит, сюжет разваливается на гла­зах и не может держать внимание зрителя. Ружье, которое висит на стене (то есть ваш ввод в сюжет и завязка), должно выстрелить в финале.

Нельзя просто выкладывать фак­ты — надо обязательно выстроить закономерную логическую цепочку. Надо уделять особое внимание тому, сумели ли вы «зацепить» зри­теля в самом начале или нет. И финал зритель тоже должен запом­нить. Элементарной перестановкой эпизодов иногда можно сильно улучшить сюжет и создать историю. Что же еще необходимо для хорошей истории?

Во-первых, истории происходят с кем-то, то есть, нужен герой, персонаж. Им может быть как человек, так и неодушевленный предмет или существо, рожденное нашей фантазией, но рассказывать о нем надо, как о реальном и живом.

Во-вторых, история — это обязательно перемены, изменения в жизни героя, то есть, чтобы у него появилось нечто важное, чего не было ранее. Пожалуй, это самое главное и необходимое качество истории.

В-третьих, история интересна лишь тогда, когда зритель может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа. Проработав тему, определившись с жанром, обзаведясь историей, а вместе с ней и драматургией будущего фильма и понимая, из какого строительного материала можно построить свой шедевр – все это нужно уложить в определенную последовательность и написать сценарий: основу будущего фильма, ответ на вопрос « про что кино». А после этого уже можно переходить к поискам ответа на вопрос «как» — как воплотить задуманное и записанное в сценарии. И для этого есть свои средства.

Удачи Вам!

Ольга Татарникова,

Ваш проводник в волшебный мир видео.

kinofan.ucoz.club © 2018 uCoz