Урок 17. Драматургия – основа основ

   

«Драматургия – основа основ»

Кажется, что все просто: по мнению Аристотеля, в любом произведении должны быть «начало, середина и конец», а Люк Годар добавил: «и не обязательно в таком порядке». Но как распределить в этой кажущейся простоте все, что хочется передать зрителю, весь собранный материал?

 

Чем эффектнее начать, зацепив внимание зрителя? Какой эпизод сделать самым главным, чем логично и весомо закончить свое видео послание? Выбор оказывается непростым, если информации много и все кажется одинаково важным. Но хаос можно превратить в порядок, если составить верную композицию, то есть соблюсти вековые законы драматургии.

 

А именно, любое повествование начинается с экспозиции, другими словами с пролога, который вводит в курс дела и представляет героев. Завязка или начало действия обозначает противоречие, которое легло в основу события, намечает тему и направление развития действия. Перипетии или развитие действия – это постепенное разворачивание событий от эпизода к эпизоду. Кульминация – это пик действия, его острие, поворотная точка к чему-то новому. И, наконец, развязка или финал – это логический исход истории.

 

Разумеется, разница между трагедией Эсхила и, скажем, репортажем о проблемах ЖКХ, конечно, есть, но в смысле действия законов драматургии, она не столь значительна, потому что и в том и в другом случае важно яркое цепляющее зрителя начало, наличие интриги для подогревания интереса, нужные акценты и четкое завершение. Зрителю должно быть все время интересно: а что же дальше?

 

В небольшом по хронометражу видео произведении можно пожертвовать долгой экспозицией, чтобы сразу завладеть вниманием зрителя, но ее функции так или иначе могут взять на себя, например, титры или заставка. Кульминацией в неигровом фильме может быть просто главная информация, но подводить к ней надо все равно постепенно, то есть, поймав внимание зрителя эффектной завязкой, сразу выдавать главное не стоит, к нему аудиторию нужно готовить как к открытию, потому что тогда удастся вызвать эмоции, а это, как известно, главный инструмент достижения экранного успеха.

 

Но злоупотреблять хитросплетениями и наворотами тоже не стоит, потому что зритель должен понимать связующую мысль на протяжении всего повествования, а заканчивать нужно до того, как зритель заскучает, но так, чтобы он понял все, что хотел сказать автор. В умении соблюдать эти пропорции и заключается мастерство.

 

«Как завладеть вниманием зрителя»

 

Что нас держит рядом с кем-то или где-то… или у экрана? Интерес. А интерес – это интрига, это непреодолимое желание узнать, что дальше и чем все закончится. Это то, что в кино называют саспенс – ощущение напряженного ожидания, как во фрагменте фильма Хичкока «Человек, который слишком много знал».

Слово «саспенс» произошло от латинского suspensus и переводится, как подвешенный. Естественно, имеется в виду подвешенность во времени. Техника создания саспенса напрямую связана с тем, насколько режиссер или автор, если речь идет о литературе, умеет растягивать или сжимать время, меняя восприятие зрителя.

Представьте, что вы видите на экране, как люди сидят за столом и о чем-то спокойно беседуют. И вдруг происходит взрыв! Оказывается, под столом была спрятана бомба. Что вы испытаете? Скорее всего, кратковременный шок.

 

 

А теперь представьте другое кино. Вы знаете, что под столом бомба, вам ее показали перед тем, как вы увидели беседующих за столом людей, которые не подозревают об опасности. А вы о ней знаете. Вот вы видите на экране симпатичное лицо улыбающейся девушки, а потом крупный план бомбы. Затем с нежностью берущего за руку девушку мужчину и вновь бомбу, на которой видно приближающуюся к отметке «пуск» стрелку. И вновь вы видите радующихся за молодых родителей за столом, а потом вновь бомбу, на которой стрелка еще больше приблизилась к отметке «пуск»…

Уже переживаете? Это и есть саспенс – очень мощный прием вовлечения зрителя или читателя в происходящее. Но как можно добиться похожего эффекта в видео, если оно, к примеру, о салоне красоты?

Саспенс - один из самых сильных приемов, позволяющих захватить внимание зрителя и читателя. Но работает он лишь тогда, когда зрители уже вжились в происходящее на экране и сопереживают герою. А чтобы они сопереживали, зрители должны представлять себя на месте героя и ощущать все потенциальные опасности. Чтобы это передать на экране используют крупные планы, субъективную камеру, параллельный монтаж, тревожную музыку и звуки (часто — тиканье часов, дыхание, биение сердца). Как бы это могло выглядеть в игровом ролике, действие которого происходит в салоне красоты? Сейчас разберем.

Итак, салон красоты. За стойкой администратор. Приходит клиентка и просит сделать прическу для очень важного для нее мероприятия. А в салоне по какой-то причине нет ни одного мастера. Администратор в тайне от клиентки кидается на улицу и первую встречную девушку просит притвориться мастером по прическам и сделать что-нибудь с волосами клиентки.

 

Вот, мы теперь знаем, что эта девушка вовсе не мастер и уже начинаем переживать за клиентку, потому что тоже можем оказаться в такой ситуации. Дальше мы можем узнать, что клиентка сегодня идет знакомиться с родителями жениха, и поэтому ей нужно выглядеть безупречно. Ситуация накаляется.

 

 

Тем временем лже-мастер разглядывает ножницы и расчески, неумело беря их в руки. Но клиентка этого не видит. Зато видит администратор и в ужасе от того, что может произойти, закусывает губу. Мы тоже напрягаемся и ждем, что же будет дальше… И вдруг видим, как лже-мастер ловко создает великолепную прическу клиентке.

 

Такой сценарий мог бы подойти, к примеру, для рекламы парикмахерских инструментов, которые даже в неумелых руках способны творить великолепные прически. Здесь, кроме саспенса, который можно растянуть побольше, есть еще и неожиданный финал – необходимый элемент не только для рекламы, потому что линейность и предсказуемость не удержат внимание зрителя. Но это другая тема. А вот можно ли и как добиться саспенса в видео, которое показывает не в игровом, а в документальном жанре работу мастеров салона красоты? Какие будут предложения?

 

«Строительный материал для сценария»

 

Любой фильм состоит из эпизодов, каждый из которых складывается из отдельных сцен. А сцены образуются из кадров разной крупности – общего плана, среднего и деталей. Решить каждый эпизод тоже можно разными формами выразительности – видеомонологом, интервью, фрагментами события без комментариев и закадровым текстом с видеорядом или всем вместе взятым. Это и есть строительный материал неигрового кино:

  • Обращение к зрителю или участие в действии.
  • Закадровый текст в сочетании с определенными видеокадрами.
  • Фрагмент какого-то действия, так называемый лайф – кусочек жизни.
  • Интервью.

Вот на этих китах и держится любое экранное произведение. Каждый из этих китов может плавать и отдельно, но для визуально разнообразных вариантов они соединяются. В подтверждение этого фрагмент сценария документального фильма:

За кадром:

Весенним днем в маленьком европейском кафе встретились двое.

- «Мишка Шолохов, Сашка Фадеев, Илья Эренбург, — с жаром говорил один из собеседников — все они акробаты…»

Шел 1937 год. За окнами просыпался Париж. «Да, акробаты, — продолжал говорящий. – Но они – не графы. А я – граф!..»

Сидящий напротив художник-эмигрант Юрий Анненков запомнил эти слова. Запомнил и много раз потом повторял их. Но так никогда и не понял, говорил ли тогда, в 37-м, его собеседник серьезно или опять играл. Играл, как умел играть всю жизнь только он – классик советской литературы, граф Алексей Николаевич Толстой…

 

Титр: ГРАФ, ЦИНИК, ШУТ.

ТЕАТР МАСОК АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО.

За кадром:

 

1934 год. В Москве открывается Первый всероссийский съезд союза советских писателей. Кончилось время писателей пролетарских. Начиналось время тех, чей литературный талант уже был признан, кто был действительно нужен советской власти. Первый съезд открывал вернувшийся из Италии Максим Горький. В правление нового Союза избран Алексей Толстой. Писатель «из бывших», некогда вызывавший сомнения, отныне – принятый и обласканный властью. Через три года он станет депутатом Верховного Совета СССР, в 38-м будет награжден орденом Ленина, а в 39-м академик Толстой получит из рук председателя Центрального исполнительного комитета Михаила Калинина орден «Знак Почета». Впереди еще две Сталинские премии… Алексей Толстой – совершенно «свой», настоящий советский писатель.

 

СНХР

Михаил Толстой, внук А.Н. Толстого

17:03:46 Ему никто не обещал золотые горы, ему никто не обещал, что он будет в России великим писателем, который напишет значительные вещи… Он знал, что он напишет значительные вещи. Он был абсолютно уверен в своем таланте. Он знал, что он пишет лучше всех. Это была его абсолютная уверенность. Этого ему многие не прощали. Абсолютной барской уверенности в своем таланте: он пишет хорошо. (17:04:14)

За кадром:

К концу тридцатых произведения Толстого активно печатаются, пьесы ставятся в театрах всей страны, читатели любят, власть ценит. Успешный, обеспеченный, признанный. Теперь у него есть все, о чем только может мечтать творческий человек в Советской России…

Интервью может быть взято с разными целями: получить какую-то информацию, подтвердить вашу мысль, передать эмоции или, если это портретное интервью, с целью раскрыть личность человека. Это надо знать до момента съемок интервью, тем более, если в дальнейшем вам потребуется вставить лишь фрагмент разговора.

 

Закадровый текст можно писать уже под имеющиеся съемки, с целью прокомментировать их, или наоборот снимать под написанный нужный текст. Закадровый текст позволяет соединять эпизоды, как того требует авторская задумка, но надо помнить, что он воспринимается на слух, а значит, к нему есть особые требования. А именно: короткие рубленые фразы, повышенная глагольность высказываний, простота синтаксических конструкций, употребление слов в их прямом значении. При написании закадрового текста следует избегать обилия причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений, труднопроизносимых слов со множеством шипящих и свистящих, неблагозвучных или смешных созвучий. Не стоит испытывать слух зрителя изобилием цифр, аббревиатур, терминов. Одним словом, нужно быть понятным на слух.

 

Если же вы собираетесь реализовывать свою идею в игровой форме, то есть в художественном фильме, то там тоже может быть какой-то авторский комментарий в виде закадрового текста, но основным строительным материалом сценария будут диалоги героев фильма. Вкратце скажу некоторые правила написания хороших диалогов.

Диалог будет интересным только тогда, когда у его участников есть цели и между ними есть драматургический конфликт. Когда герои согласны друг с другом, им не о чем говорить, и слушать такой диалог может оказаться попросту скучно. Недаром в хороших детективах напарники ссорятся даже когда сражаются вдвоем против целой армии противников.
Еще одно правило, когда вы пишете диалог – короче! Если диалог большой и его никак нельзя сократить, постарайтесь придумать необычное место и действие для героев во время диалога.

 

«Как написать сценарный план ролика или фильма»

 

Опубликовать эту статью меня натолкнул вопрос моей студентки. Получив задание написать сценарный план ролика, который она собирается снимать, она спросила: «А как его писать?» Действительно, кажется, что тут сложного – записать некую последовательность? Но в том-то и дело, что не ясно, как же к этому подступиться.

 

Мои объяснения выглядели примерно следующим образом. Когда идея какого-то ролика или фильма уже проработана и превращена в тему, то есть понятно, о чем оно будет, определен жанр и формат, самое время превратить задумку в сценарный план. Это нужно для того, чтобы писать дальнейший сценарий, если это игровое или постановочное видео, или планировать съемки, если речь идет о репортажном варианте.

 

Для начала нужно вспомнить, что любое произведение создается по законам драматургии, а именно состоит из экспозиции, завязки, перипетий, кульминации и развязки. Такую структуру имеет все от анекдота до двухсот серийной эпопеи.

 

 

И каждую эту драматургическую часть на экране можно выразить по-разному. В неигровом видео используется четыре основных способа: обращение к зрителю или участие в действии ведущего, то что называется стендап, закадровый текст с соответствующими кадрами или нарезка кадров под музыку (клип), фрагмент действия без комментария (лайф) и интервью.

 

Продумав и выбрав подходящий способ выражения генерального посыла будущего ролика или фильма и, расписав, что будет происходить в кадре в ключевых моментах, по сути, и получим сценарный план. То есть нужно мысленно «увидеть» будущий фильм или ролик и решить, каким из способов выигрышнее показать каждую драматургическую часть.

 

 

Важно помнить, что задача экспозиции – ввести зрителя в курс дела, показать ему, с кем сейчас будет что-то происходить, а главное – заинтриговать его и поймать на крючок, чтобы он захотел смотреть дальше. Потом история должна развиваться, раскручиваться, разматываться – как угодно. Достигнуть определенного пика и свершиться, оставив место лишь для вывода, смыслового знака препинания и эмоционального послевкусия.

 

Вот как, к примеру, выглядит сценарный план одного школьного фильма к выпускному:

1. За кадром на замедленных «проходках» по коридорам школы звучат голоса детей:

«Школа – это кусочек жизни, который не повторится, школа — это второй дом, школа — это друзья, школа — это вечная борьба…» — несколько ответов, смонтированных друг за другом.

2. Лайф «Урок алгебры»: учительница дает задание, вызывает к доске ученицу.

3. Лайф из архива «1 сентября в первом классе» — те же детки, но еще маленькие, сидят за партами + фрагмент с линейки.

4. Интервью учительницы: «Я помню то первое сентября. Было очень холодно…»

5. Нарезка воспоминаний детей про то 1 сентября. Последний ответ про колокольчики, которые раздавала им первая учительница.

6. Лайф из архива – эпизод, где эта учительница раздает колокольчики.

7. Интервью первой учительницы, она вспоминает, какими они были тогда.

8. Клип из фотографий начальных классов на куплет песни «Учат в школе».

9. Нарезка интервью — рассказы учеников и первой учительницы про начальные классы – истории, события, курьезы.

10. Интервью других учителей, их воспоминания об этом классе, когда они с ним познакомились.

11. Клип из ежегодных общих фото класса от младших к старшим на куплет песни «Мы».

12. Нарезка интервью — забавные истории, которые запомнились ученикам и учителям.

13. Клип из фото (вне школы) на куплет песни «Когда мои друзья со мной»

14. Лайф из музея школы про основателя гимназии.

15. Нарезка интервью учителей про то, чему научили их эти дети, завершает этот эпизод ответ классного руководителя.

16. Лайф Последнего звонка с классным руководителем.

17. Нарезка интервью — дети делятся историями про учителей: кто и чем запомнился, что бы пожелали им.

18. Клип на куплет песни «Когда уйдем со школьного двора» на видеокадрах Последнего звонка.

19. Нарезка интервью — пожелания учителей выпускникам.

20. Клип «Пройди по тихим школьным этажам» на съемках последних дней – уроки, экзамены, проходки по школе.

21. Нарезка интервью — пожелания одноклассников друг другу.

22. Завершающий клип на куплет песни «Школьные годы чудесные» на архивном и современном видео – от первоклашек до выпускников.

 

Из этого сценарного плана понятно что и каким образом будет осуществляться, поэтому можно планировать съемочный процесс. Причем, сниматься эпизоды могут совсем в другом порядке, в зависимости от возможностей и обстоятельств. Но сценарный план позволит не забыть все, что нужно для будущего фильма.

Если создается сценарный план к репортажному видео, после съемок он может поменяться и дополниться, потому что нельзя заранее точно знать, что и как будет происходить.

В сценарном плане постановочного видео, напротив, можно прописать все до мельчайших подробностей и строго соблюдать его во время съемки.

Удачи Вам!

Ольга Татарникова,

Ваш проводник в волшебный мир видео.

kinofan.ucoz.club © 2018 uCoz