«Усатый нянь» (1977)

«КАК ДЕТИ!»

После выхода на экран фильма «Усатый нянь» в педагогические вузы страны поступило немало молодых людей. Все хотели стать воспитателями! Однако мода продержалась недолго.

  Титры:

«УСАТЫЙ НЯНЬ»

Киностудия им. М. Горького,

1977 год.

Режиссер:

Владимир Грамматиков.

Сценарий:

Александр Мишарин,

Андрей Вейцлер.

Оператор:

Лев Рогозин.

Композитор:

Алексей Рыбников.

В ролях:

Сергей Проханов,

Людмила Шагалова,

Елизавета Уварова,

Марина Матвеенко,

Надежда Самсонова,

 

Александр Сажин,

Валерий Кисленко,

Сергей Бачурский,

Феликс Кроль,

Вадим Александров.

 

Начинающий режиссер Владимир ГРАММАТИКОВ получил «тяже­лое наследство»: от картины отка­зался прежний «хозяин» - прославлен­ный Евгений ФРИДМАН. «Работать с детьми невозможно», - заявил устав­ший от бестолковых проб мэтр.

 

Малы­шей искали по всей Москве: в детских садах, на игровых площадках, на улице. Например, Андрея Пискунова - маль­чика, которому главный герой читал сказку, - ассистент режиссера увидела в трамвае. Пришлось даже давать объ­явление в газету: «Для нового фильма требуются мальчики и девочки детса­довского возраста». На пробы родители привели тысячи детей от четырех до восьми лет! С трудом отобрали восем­надцать, самых хулиганистых, настоя­щих «бармалейчиков».

Еще сложнее, оказалось, найти актера на роль «солнечного разгильдяя» Кеши Четвергова. «Я думал: в Москве шесть театральных вузов, проблем не будет. Как не так!» - вспоминает Граммати­ков. При этом у режиссера было только одно требование к претендентам - най­ти общий язык с детьми.

 

Каждого канди­дата Грамматиков запускал в комнату, где его ждали малыши, которым разре­шили вести себя как угодно. И результат всегда был одинаков: через десять ми­нут актеры выскакивали из «камеры пы­ток» как ошпаренные! Так продолжалось до тех пор, пока на студии не появился Сергей ПРОХАНОВ.

 

«Можете уже нико­го не искать - я пришел!» - нагло заявил он. «Я стоял за дверью и прислушивал­ся, - вспоминает Грамматиков. - До это­го все пробы сопровождал жуткий шум-гам-тарарам. А тут - тишина. Думаю: доэкспериментировался... Осторожно открываю дверь и вижу: на полу лежит Проханов, а рядом стоят затихшие дети. На мой вопрос, что происходит, Сергей ответил: «Мы рыбы, а рыбы молчат». И я понял: герой есть!»

Дети сразу влюби­лись в «Иннокентия Петровича» и гото­вы были выполнить любую его команду. Актер тоже обожал своих «разбойни­ков», постоянно придумывал для них но­вые развлечения.

...И ЗЕЛЕНЫЙ ПОПУГАЙ

Людмила Шагалова сыграла заведующую детсадом Марину Борисовну. Обо всем происходящем ей должен был докладывать попугай. Но вот беда: по­пугай подчиняться не желал. «И тогда мы решили использовать эффект обратной съемки, - раскры­ла секрет Шагалова. - И никого из зрителей не смутило, что летал попугай хвостом вперед!» А чтобы своевольная птица докладывала все ей на ушко, актрисе вкладывали в ухо... грецкий орех, которым лакомился попугай.

САМИ С УСАМИ!

В начале съемок у Сергея Проханова были наклад­ные усы, но дети так часто отрывали их, что он решил отрастить собственные. Правда, вскоре по­жалел об этом - маленькие актеры по привычке проверяли усы на прочность.Сцена проводов Кеши Четвергова в армию пред­варяла отправку на военную службу самого актера. Так что снимался Проханов в парике: его уже об­рили.

 

БЛИЗНЕЦЫ

По трудовому законодательству маленьких детей можно было «заставлять работать» не более четы­рех часов в день. И тогда режиссер дал задание найти 18 пар близнецов. Двойняшек привезли на площадку. «Я обрадовался - утром снимаю, ска­жем, Маню, вечером - Таню... Но моя гениальная идея рухнула - похожие внешне дети оказались по характеру противоположными!» - рассказывает Грамматиков. Но все же в фильме осталась одна пара близнецов с голубыми бантиками - сестры Томышевы.

НЕ ТОЛЬКО «НЯНЬ»

После фильма Проханов проснулся знамени­тым. «Ко мне относились как к космонавту. - с улыбкой вспоминает актер. - Девушки пи­сали признания в любви краской на асфальте, помадой на машине. Некоторые грозились облить серной кислотой, если не приду на свидание. Моя популярность была сравнима со Штирлицем». Не было отбоя и от режиссеров.

Но в 90-е годы Проханов ушел из кино и возглавил Театр Луны. «Усатый нянь» сколь­ко мне дал, столько и забрал, - считает Сер­гей Борисович. - Этот лейбл так ко мне при­клеился, что не давал развиваться как актеру. Зато в театре мне удалось сделать больше». Кстати, при своем театре Проханов создал детскую студию «Маленькая Луна».

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. У главного героя есть реальный прототип - воспитатель детско­го сада Борис Верзуб. Сегодня он возглавляет органы опеки одного из московских районов. О том, что факты из его биогра­фии легли в основу сценария, Верзуб узнал чуть ли не послед­ним, когда случайно познако­мился с Сергеем Прохановым.

2. Музыку к фильму сочинил из­вестный композитор Алексей РЫБНИКОВ, а слова написал Юлий КИМ (в титрах указан его псевдоним - Михайлов).

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2020 uCoz