«В бой идут одни старики» (1973)

«ПОЮЩАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ»

Актёр и режиссёр Леонид Быков с детства мечта об авиации. И стал настоящим асом… в кино.

  Титры:

«В БОЙ ИДУТ ОДНИ «СТАРИКИ»

Киностудия им. А. Довженко,

1973 год.

Режиссер:

Леонид Быков.

Авторы сценария:

Леонид Быков,

Евгений Оноприенко,

Александр Салуцкий.

Оператор:

Владимир Войтенко.

В ролях:

Леонид Быков,

Сергей Подгорный,

Сергей Иванов,

Евгения Симонова,

Ольга Матешко,

Алексей Смирнов,

Рустам Сагдуллаев,

Юрий Саранцев и другие.

 

 

«Есть одна у летчика мечта...»

В 1943 году пятнадцати­летний Леня подал документы в Барнаульское летное учи­лище, куда из-за возраста и маленького роста его не при­няли. Два года спустя юноше удалось поступить в ленин­градскую спецшколу для лет­чиков. Правда, проучился он там только месяц - война за­кончилась, школу расформи­ровали. И все-таки в небо Быков поднялся. Это про­изошло на съемках картины «В бой идут одни «старики».

Маэстро Кузнечик

За основу сценария Быков взял биографию легендарного командира эскадрильи Вита­лия Попкова, которого одно­полчане прозвали Кузнечиком. Судьба столкнула их в 1969-м, когда артисты приехали с кон­цертом к военным. Как оказа­лось, это была уже не первая их встреча. Попков вспоми­нал: «В 1944 году под Крама­торском Леонид в составе ан­самбля выступал перед нашим авиаполком. Он, конечно, слы­шал и о поющей эскадрилье. А я рассказал ему, как сло­жилась судьба моих товари­щей: к концу войны из четыр­надцати летчиков одиннадцать стали Героями Советского Союза».

Сам Попков не только дважды Герой Советского Союза, но и дважды герой картины: он послужил прооб­разом двух персонажей - Кузнечика и Маэстро. Во время войны 19-летний Ви­талий, выпускник летного училища, командовал эскад­рильей, но порой вел себя как мальчишка: прямо на летном поле ловил кузнечи­ков и дрессировал пса Пира­та. Однако Быков счел, что в картине командиром должен быть опытный летчик. Так по­явился новый герой - капи­тан Титаренко, он же Ма­эстро.

Гений добра

В феврале 1973 года на­чались кинопробы. На веду­щие роли режиссер не побо­ялся пригласить студентов Киевского театрального ин­ститута. Когда в середине съемочного процесса ушел Анатолий МАТЕШКО, играв­ший Смуглянку, Быков подо­брал ему замену из этих «желторотиков».

Построив начинающих актеров в ше­ренгу, режиссер придирчиво осмотрел каждого и оста­новился напротив Сергея ПОДГОРНОГО. Помолчал и скомандовал: «Читай сцена­рий, переодевайся, снимай с погон одну звездочку, заштукатурься и через пятнадцать минут - на площадку. Игра­ешь Смуглянку». И сыграл Подгорный блестяще!

Исполнитель роли Кузне­чика Сергей ИВАНОВ вспо­минал о работе с Быковым: «Он открыл для меня путь в кино и подарил веру в мечту. Гений добра!»

Быков всегда отстаивал и защищал каждого из своих актеров. Однажды его сильно подвел Дмитрий МИРГОРОД­СКИЙ. «Ко мне приезжали го­сти с Кавказа, - рассказывал исполнитель роли комбата, - гуляли до утра. И на съемках я вдруг заговорил... с грузин­ским акцентом. Первый дубль. Второй... Сцену сняли только на следующий день. Режиссе­ра за это строго отчитали. Он ответил: «Извините, у меня были технические проблемы с пленкой, но я их уже решил». С Быковым я пошел бы в раз­ведку».

А как он отстаивал канди­датуру Алексея СМИРНОВА! Леонид Федорович хотел, что­бы авиатехника Макарыча играл именно он, даже отче­ство персонажу дал то же, что было у актера. Однако чинов­ники от кино воспротивились: «Фронтовик с таким глупым лицом? Не бывать этому!» А ведь Алексей Смирнов про­шел всю войну и вернулся до­мой полным кавалером ор­дена Славы! И тогда Быков поставил ультиматум: или иг­рает Смирнов, или никто!

Первым делом самолеты

Аэродром для «второй по­ющей» нашли недалеко от Чернигова - огромную поляну на берегу Десны. Бюджет кар­тины был ничтожно мал: уда­лось приобрести всего один самолет. На правом его борту нарисовали звезды и ноты, на левом - дракона со свас­тикой.

Помог председатель ДОСААФа трижды Герой Со­ветского Союза Александр Покрышкин. Он распорядился передать на баланс Кино­студии им. А. Довженко че­тыре списанных истребителя Як-18 и чехословацкий Z-326, очень похожий на «Мессер- шмитт-109».

Управляли самолетами профессиональные летчики, но режиссер и оператор также не раз поднимались в воздух. Специально для этих съемок придумали устройство, кото­рое крепилось между двумя кабинами, что позволяло уста­новить камеры для крупных планов: пилот выписывал в небе «мертвые» петли, входил в «штопор» и делал разворо­ты, а Леонид Федорович вклю­чал камеру и одновременно давил на гашетку, крича в объектив: «Серега, прикрой! Атакую!» После нескольких дублей самолет садился, опе­ратор менял кассету с плен­кой, и машина снова под­нималась в небо. В концесъемочного дня от усталости Маэстро буквально вывали­вался из самолета на траву аэродрома.

Триумф «Смуглянки»

Оказывается, знаменитая песня была написана еще в 1940 году. Ее сочинили ком­позитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов по заказу политуправления Киевского военного округа. Предполага­лось, что «Смуглянка» войдет в песенно-танцевальную сю­иту, посвященную Граждан­ской войне.

«Поющая эскадрилья» много лет спустя.

Однако первое концертное исполнение со­стоялось лишь в 1945 году, после того как авторы до­работали текст и предложили его Александру Александро­ву, руководителю Ансамбля песни и пляски. Но широкую известность песня получи­ла только благодаря фильму «В бой идут одни «старики».

«Поющая эскадрилья» много лет спустя.

 

Памятник Леониду Быкову,  актёру и кинорежиссеру, город Киев.

 

Памятник механику Макарычу из фильма «В бой идут одни «старики» установили в Харькове

на территории университета Воздушных сил имени И. Кожедуба.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

 

kinofan.ucoz.club © 2018