«СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ»
Эта киноэпопея была популярна и в прошлом веке, с удовольствием смотрят ее и теперь. Не зря же фильм назвали «Вечный зов».
Титры: «ВЕЧНЫЙ ЗОВ» «Мосфильм», 1976 год. Режиссеры: Владимир Краснопольский, Валерий Усков. Сценаристы: Анатолий Иванов, Константин Исаев. Композитор: Леонид Афанасьев. Автор текстов песен: Игорь Шаферан. В ролях: Вадим Спиридонов, Николай Иванов, Валерий Хлевинский, Петр Вельяминов, Иван Лапиков, Владлен Бирюков, |
|
Ефим Копелян, Михаил Кокшенов, Ада Роговцева, Тамара Семина, Олег Басилашвили и другие. |
УСПЕШНЫЙ ТАНДЕМ
Успех экранизации романа Анатолия ИВАНОВА «Тени исчезают в полдень» вдохновил Владимира КРАСНОПОЛЬСКОГО и Валерия УСКОВА на создание телефильма по другой книге этого автора - «Вечный зов». Евгений МАТВЕЕВ, желавший реализовать этот проект, пытался перетянуть писателя на свою сторону. Однако Анатолий Степанович был непреклонен: «Нет, Евгений Семенович, я своих друзей не бросаю». И друзья его не подвели! Актеров выбирали режиссеры, но последнее слово оставалось за писателем: Иванов лично утвердил всех исполнителей. Главным критерием было «не примелькавшееся лицо». После выхода фильма на телеэкраны все они стали звездами!
ДВОРЯНИН ВО КРЕСТЬЯНСТВЕ
Создатели сериала искали не популярных артистов, а тех, чьи лица не успели примелькаться. Впервые появился на телеэкране в картине «Тени исчезают в полдень» Петр ВЕЛЬЯМИНОВ. Потомок древнего боярского рода, в прошлом политзаключенный, актер настолько органично сыграл председателя колхоза Захара Большакова, что в «Вечном зове» ему доверили такую же роль. Впоследствии генсек ЦК партии Константин Черненко призывал всех коммунистов равняться на Вельяминова.
«В то время, - рассказывал артист о своем кинодебюте, — я работал в Свердловске, играл передовика производства в спектакле «Кандидат партии». Краснопольский и Усков увидели меня на сцене, в антракте пришли в гримерку и предложили главную роль в картине «Тени исчезают в полдень». Я был ошеломлен... Прошло полгода, прежде чем меня вызвали на пробы, которых в общем-то и не было: сняли один крупный план, и мои «крестные отцы» сразу утвердили меня на роль».
В свою очередь Усков не переставал восхищаться актером: «Петр, несмотря на нелегкую судьбу, остался дворянином. Но, одетый в телогрейку и ушанку, воспринимался всеми как простой русский мужик, начальник из народа. Люди всерьез спрашивали его, как сеять!»
Но не одного Вельяминова отождествляли с его героем. Так, Иван ЛАПИКОВ воспринимался как опытный председатель колхоза, а Ефим КОПЕЛЯН — как жестокий помещик.
На актера Вадима Спиридонова выливалась откровенная зрительская неприязнь, адресованная Федору Савельеву (среднему брату), а Аду РОГОВЦЕВУ искренне упрекали в неразборчивости за то, что ее героиня Анна предпочла Ивану Федора.
Самым же любимым для всех без исключения стал младший Савельев - Иван, его жалели, радовались его счастью.
МЫ И СЕЕМ, И КОСИМ, И ПАШЕМ...
Председатель колхоза Назаров стал самой известной ролью Ивана ЛАПИКОВА. Образ получился таким органичным, что зрители отождествляли актера с его героем. Крестьяне обращались к нему за советом, как сеять!
Сам Иван Герасимович очень дорожил этой работой: «Я не играл судьбу отдельно взятого человека, Панкрата Назарова, судьба была во мне самом. Трагическая, битая и врагом, и родной страной судьба простого русского мужика...» А Николай ИВАНОВ, сыгравший младшего из братьев, Ивана Савельева, вспоминает: «Иван Лапиков не играл, а жил в кадре. Актер был наделен таким чутким слухом и острым зрением, что от него ничего нельзя было скрыть - он как рентгеном тебя просвечивал. Без него я никогда не смог бы создать своего Савельева».
Ада РОГОВЦЕВА от роли Анны поначалу отказывалась - ее дочь Катя была совсем маленькой. Актрису уговорили, пообещав предоставить няню, но в итоге присматривать за девочкой оказалось некому. Роговцева разрывалась между дочкой и съемками, и некоторые члены съемочной группы даже заключили пари: молодая мама или сама сорвется, или ее режиссеры выгонят. Но выручили коллеги - Вадим СПИРИДОНОВ и Николай Иванов, соперничавшие на экране, в жизни горой стояли за «Анну» и нянчились с ее дочкой. «Несмотря на все сложности, я бесконечно благодарна этой картине, - вспоминает Роговцева. - Играя Анну, я как бы пересказывала судьбы своих мамы, бабушки, всех женщин того времени. Помню, в Норвегии снимали эпизоды, где моей героине было уже 60 лет. Каждый день я выходила из гостиницы в старушечьем гриме. А однажды в выходной вышла без грима. Отдаю ключи, портье что-то мне говорит. Потом переводчик объяснил: «Он спрашивал, где ваша мама...»
«ВЕЧНЫЙ ВОЗ»
На «Мосфильме» картину называли «Вечный воз» - работа над ней растянулась на десять (!) лет. Каждая из 19 серий как отдельный художественный фильм, поэтому за год успевали снять всего три серии. Съемки проходили на Южном Урале и в Башкирии. Актеры жили бок о бок с местными жителями, проникаясь крестьянским бытом, а те с удовольствием снимались в массовке. Рассказывают, что в эпизоде казни Силантия объявился мужчина, который уверял, что может целых три минуты провисеть на веревке. Умолял «повесить» именно его!
Два самых неоднозначных героя - Федор Савельев и Яков Алейников - неожиданно полюбились женской аудитории. Вадима Спиридонова и Владлена БИРЮКОВА даже называли советскими мачо. А Анатолий Иванов после премьеры сказал Спиридонову: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал». В работе над ролью Федора самым сложным для актера оказались возрастные перевоплощения: сегодня Спиридонов играл 16-летнего паренька, а завтра - 40-летнего мужчину. Когда нужно было «помолодеть», актеру брили грудь. Потом он шел в баню и буквально «выпаривал» себя, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал кастрюлями борщ.
В пробах на роль Алейникова актер Новосибирского театра Бирюков обошел таких мэтров, как Олег СТРИЖЕНОВ и Станислав ЛЮБШИН. На съемках Владлен все делал сам: скакал на лошади, спускался по отвесной скале, стрелял. «В романе моего героя распиливают живьем, а в фильме сжигают... Мы много спорили по этому поводу. Зрители наверняка заметили в кадре козлы и пилу. Но, как говорится, ружье не выстрелило...
Это сейчас на экране кровь льется рекой. А в то время мы не могли показать такой ужас», - вспоминал Бирюков. Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах - актер стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Но поначалу именно из-за этого персонажа киноэпопею не пускали на экран. Тогда Анатолий Иванов обратился в Политбюро. Председатель Совета Министров СССР Косыгин посмотрел фильм и дал добро.
МУЖСКОЙ ЮМОР
На съемочной площадке «Вечного зова» сложилась особая атмосфера. Утомленные многочасовыми перелетами, забывшие о комфорте, артисты относились друг к другу трепетно. Однако не обходилось и без розыгрышей. Владлен Бирюков вспоминал, как во время съемок эпизода проводов на фронт над ним подшутил Вельяминов: «Снимается первый дубль. Вельяминов открывает бутылку, наливает по полному стакану. По сценарию он должен закусывать огурцом, а я просто рукав шинели понюхать. Вдруг чувствую, что это водка, но не прерывать же съемку! Выпиваем. Дубль второй. Снова выпиваем. На третьем режиссер остановил съемку: «Да они же пьяные!» В картину вошел первый, относительно «трезвый» дубль».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!