1

«Вокзал для двоих» (1982)

«ВСТРЕЧА НА «ВОКЗАЛЕ»

Для фильма «Вокзал для двоих» РЯЗАНОВ набирал актеров по социально­му признаку. ГУРЧЕНКО, по его словам, попадала в типаж идеально. «Про­винциальная русская баба, - говорил он об актрисе, - часть ее богатой и слож­ной натуры».

  Титры:

«ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ»

«Мосфильм», 1982 г.

Авторы сценария:

Эмиль Брагинский,

Эльдар Рязанов.

Режиссер:

Эльдар Рязанов.

Оператор:

Вадим Алисов.

Музыка:

Андрея Петрова.

В ролях:

Людмила Гурченко,

Олег Басилашвили,

Никита Михалков,

Нонна Мордюкова.

  Номинация

Каннский кинофестиваль, 1983 год.

 

НЕ СУДЬБА?

Первая совместная работа Рязано­ва и Гурченко - комедия «Карнавальная ночь» - принесла обоим оглушительный успех, который, однако, не способствовал их дружбе. Впоследствии Людмила Мар­ковна вспоминала; «Было неприятие. Хотя работали нормально, если не считать не­скольких вспышек раздражения, которые я вызвала у Рязанова своей манерностью».

Правда, в следующей картине Эльдара Александровича - «Человек ниоткуда» - для Гурченко все- таки нашлась, пусть небольшая, роль. По­том были неудачные кинопробы для «Гу­сарской баллады», в «Иронии судьбы» по ряду причин не сло­жилось и с ролью Нади Шевелевой. Каза­лось, пути актрисы и режиссера оконча­тельно разошлись.

В мире кино не редкость: поработали - и разошлись. Но что-то их заставляло с интересом следить за успехами друг дру­га. И когда, наконец, они встретились вновь, «первое, необыкновенно радостное откры­тие, - признавался Рязанов, - состояло в том, что и у Гурченко и у меня оказалось поразительное совпадение мнений, вкусов, взглядов по всем проблемам, касающим­ся искусства... А какой она партнер!».

 

 

ТРЕТИЙ В ТРИЛОГИИ

«Вокзал для двоих» был третьим после «Иронии судьбы» и «Служебного рома­на» фильмом в рязановской трилогии о любви. Его сюжет не отличался ори­гинальностью: не герой и не героиня встречаются, ссорятся, мирятся и находят друг друга. Но на этот раз авторы сцена­рия усложнили фабулу.

Теперь кроме различий в характерах их разделял прак­тически непреодолимый социальный барьер: она – провинциальная официант­ка из привокзального ресторана, он – столичный пианист. Сам Рязанов от своего немного надуманного сценария был не в восторге и уже по ходу съемок неоднократно дополнял сценарий свежи­ми репликами и эпизодами, подсмотрен­ными на привокзальной площади или в тюремном бараке.

ЗАКЛЮЧЕННЫЙ БАСИЛАШВИЛИ

Начались съемки. Как это обычно бы­вает у киношников, уходила натура, а про­ще говоря, наступала весна. Первыми же снимали последние, зимние эпизоды фильма - сцены в исправительно-тру­довой колонии. Она, кстати, была самая настоящая, как, впрочем, и массовка. Лю­бая фальшь на фоне истинной скорби выглядела уродливо. «Когда я приехал в ко­лонию, - писал ре­жиссер в книге сво­их воспоминаний, - и увидел этих наголо остриженных людей в черных ватниках и зимних шапках на рыбьем меху, то ис­пытал ужас, почти физическое ощуще­ние ожога...».

 

 

Это ощущение он смог пере­дать в картине. Яркое северное солнце слепило в объектив кинокамеры, создавая впечатление холода. Исполнитель роли Платона Олег БАСИЛАШВИЛИ однажды сказал Рязанову: «Знаешь, я не могу ни­чего играть, находясь в этой среде. Что-то изображать здесь - святотатство!».

Актеры поняли и приняли своих героев. Особенно это заметно в последнем эпизо­де, когда Платон и Вера бегут по заснежен­ной дороге, чтобы не опоздать к утренней проверке. «Они спотыкались, падали, вста­вали, снова валились, ползли, по-насто­ящему изнемогали от усталости, - вспоми­нал Рязанов. - У Гурченко после съемок были вдрызг разбиты обе коленки. Актеры не щадили себя, передавая правду - чудо­вищной, непомерной усталости и высоко­го чувства».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz