«ВСТРЕЧА НА «ВОКЗАЛЕ»
Для фильма «Вокзал для двоих» РЯЗАНОВ набирал актеров по социальному признаку. ГУРЧЕНКО, по его словам, попадала в типаж идеально. «Провинциальная русская баба, - говорил он об актрисе, - часть ее богатой и сложной натуры».
Титры: «ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ» «Мосфильм», 1982 г. Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Режиссер: Эльдар Рязанов. Оператор: Вадим Алисов. Музыка: Андрея Петрова. В ролях: Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Никита Михалков, Нонна Мордюкова. |
|
Номинация Каннский кинофестиваль, 1983 год. |
НЕ СУДЬБА?
Первая совместная работа Рязанова и Гурченко - комедия «Карнавальная ночь» - принесла обоим оглушительный успех, который, однако, не способствовал их дружбе. Впоследствии Людмила Марковна вспоминала; «Было неприятие. Хотя работали нормально, если не считать нескольких вспышек раздражения, которые я вызвала у Рязанова своей манерностью».
Правда, в следующей картине Эльдара Александровича - «Человек ниоткуда» - для Гурченко все- таки нашлась, пусть небольшая, роль. Потом были неудачные кинопробы для «Гусарской баллады», в «Иронии судьбы» по ряду причин не сложилось и с ролью Нади Шевелевой. Казалось, пути актрисы и режиссера окончательно разошлись.
В мире кино не редкость: поработали - и разошлись. Но что-то их заставляло с интересом следить за успехами друг друга. И когда, наконец, они встретились вновь, «первое, необыкновенно радостное открытие, - признавался Рязанов, - состояло в том, что и у Гурченко и у меня оказалось поразительное совпадение мнений, вкусов, взглядов по всем проблемам, касающимся искусства... А какой она партнер!».
ТРЕТИЙ В ТРИЛОГИИ
«Вокзал для двоих» был третьим после «Иронии судьбы» и «Служебного романа» фильмом в рязановской трилогии о любви. Его сюжет не отличался оригинальностью: не герой и не героиня встречаются, ссорятся, мирятся и находят друг друга. Но на этот раз авторы сценария усложнили фабулу.
Теперь кроме различий в характерах их разделял практически непреодолимый социальный барьер: она – провинциальная официантка из привокзального ресторана, он – столичный пианист. Сам Рязанов от своего немного надуманного сценария был не в восторге и уже по ходу съемок неоднократно дополнял сценарий свежими репликами и эпизодами, подсмотренными на привокзальной площади или в тюремном бараке.
ЗАКЛЮЧЕННЫЙ БАСИЛАШВИЛИ
Начались съемки. Как это обычно бывает у киношников, уходила натура, а проще говоря, наступала весна. Первыми же снимали последние, зимние эпизоды фильма - сцены в исправительно-трудовой колонии. Она, кстати, была самая настоящая, как, впрочем, и массовка. Любая фальшь на фоне истинной скорби выглядела уродливо. «Когда я приехал в колонию, - писал режиссер в книге своих воспоминаний, - и увидел этих наголо остриженных людей в черных ватниках и зимних шапках на рыбьем меху, то испытал ужас, почти физическое ощущение ожога...».
Это ощущение он смог передать в картине. Яркое северное солнце слепило в объектив кинокамеры, создавая впечатление холода. Исполнитель роли Платона Олег БАСИЛАШВИЛИ однажды сказал Рязанову: «Знаешь, я не могу ничего играть, находясь в этой среде. Что-то изображать здесь - святотатство!».
Актеры поняли и приняли своих героев. Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Платон и Вера бегут по заснеженной дороге, чтобы не опоздать к утренней проверке. «Они спотыкались, падали, вставали, снова валились, ползли, по-настоящему изнемогали от усталости, - вспоминал Рязанов. - У Гурченко после съемок были вдрызг разбиты обе коленки. Актеры не щадили себя, передавая правду - чудовищной, непомерной усталости и высокого чувства».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!