(ТЁПЛЫЙ ДОМ)
Владимир ВОРОБЬЁВ
Досье: Владимир Егорович ВОРОБЬЁВ 11.09.1937. – 21.12.1999. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1960) и режиссерский факультет ЛГИТМиКа (1968). Работал режиссером в Театре им. Ленинского комсомола, Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, некоторое время возглавлял Театр музыкальной комедии. Ставил спектакли в Театре Комедии, Театре им. А. С. Пушкина. Был женат на Тамаре Ильиничне Воробьевой, дети - актеры Константин и Дмитрий Воробьевы. |
Снимался в фильмах: «Браслет-2» (1967), «От зарплаты до зарплаты» (1986), «Фуэте» (1986). Снял фильмы: «Свадьба Кречинского» (1974), «Труффальдино из Бергамо» (1977), «Остров сокровищ» (1981), «Когда святые маршируют» (1990). Написал сценарий к фильму: «Табачный капитан» (1972). |
Владимир Егорович отличался строптивым нравом. Придя в театральный институт после знаменитой «Корабелки», он сразу показал себя лидером. Впрочем, в те времена Моховая славилась яркими личностями. Воробьев учился с Ефимом Падве, Борисом Герштом, Камой Гинкасом и Генриеттой Яновской, которые и сегодня своими постановками будоражат умы зрителей. В театральной среде жива легенда, связанная со спектаклем «Зримая песня», Воробьев не вышел на сцену в постановке товстоноговского курса. «Делайте что хотите, - заявил он знаменитому педагогу. - Я вас предупреждал!»
Владимир Воробьёв
Его всегда привлекали авантюры, вызов и эпатаж. Перейдя в начале семидесятых из «Ленкома» в Т еатр музкомедии, Владимир Воробьев стал воплощать свой замысел, ссорясь с коллегами, но и заставляя их восхищаться собой. Он замечательно поставил классические оперетты «Фраскиту» и «Летучую мышь». Но... «Мне хочется найти другой театр - театр мюзикла, - признавался режиссер. - Но это мечта. Скорее всего, не удастся...».
В фильме «Браслет-2» (1968)
«Если бы Владимир Воробьев выбирал занавес для своего театра, - писала критик Елена Вестергольм, - то должен был изобразить на нем особую маску, одна половина которой чуть загадочно вглядывалась бы в нас глазом Кречинского, а другая - полным веселья глазом Труффальдино». Эти спектакли - едкая, полная иронии и горечи «Свадьба Кречинского» и яркий «Труффальдино» - стали эталоном для мастеров ленинградской сцены.
В фильме «Браслет-2» (1968)
Но из этого театра Воробьев вынужден был уйти. И тогда учитель Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ. Хотя именно он когда-то вынес ученику приговор: «Я считал вас способным. Но то, что вы сделали, убеждает меня, что вы никогда не сможете стать тем интересным явлением, для которого были все предпосылки».
В фильме «От зарплаты до зарплаты» (1985)
«Интересным явлением» Воробьев все же стал. В «Александринке» с успехом шли его «Хозяйка гостиницы» и «Колпак с бубенчиками», в Театре Комедии - «Ночь в Венеции», в «Комиссаржевке» - «Прощай, клоун». Владимир Воробьев всегда оставался одиночкой, свободным художником, но умел увлекать за собой людей и находить единомышленников.
В фильме «Остров сокровищ» (1982)
Созданные режиссером Владимиром Воробьевым киногерои чем-то походили на него самого - такие же авантюристы и романтики, на редкость музыкальные, в любой момент готовые спеть или станцевать. Стремление к «работе на публику» у заводного Труффальдино - РАЙКИНА, денди Кречинского - КОСТЕЦКОГО, у джазистов в фильме «Когда святые маршируют» - Александра БАРГМАНА и Дмитрия Воробьева было в крови. В последней картине - может, не самой удачной - режиссер отдал дань своему поколению, стилягам и бунтарям.
Владимир Воробьёв с сыновьями Константином и Дмитрием.
Ностальгия по юности многим показалась слащавой. Романтика парусов, которой жили Владимир Воробьев и люди его поколения, осталась в прошлом. Любое свое жилище - квартиру ли, дачу - Владимир Егорович превращал в подобие кубрика, украшал его моделями кораблей, полотнами с морскими сюжетами. Он ощущал себя капитаном. И почти в каждом спектакле звучала труба, заставляя вспомнить юношеские идеалы.
Владимир Воробьёв
«Плывут седые облака, торжественны, чисты, я, как мальчишка, погружен в мечты, мечты, мечты...» - эту песенку режиссер написал для фильма «Остров сокровищ». Воробьеву-старшему важно было, чтобы отовсюду лилась музыка. Он охотно рассказывал своим гостям о замыслах, делился впечатлениями о прочитанном и увиденном, одновременно играл на гитаре и на губной гармошке, а ногами отбивал такт. Это был человек-оркестр. Но музыка его души трагически оборвалась - 21 декабря 1999 года Владимир Воробьев был убит в подъезде собственного дома.