«СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ»
Фильм «Здравствуй и прощай» для зрителей 70-х стал откровением. Оказывается, в селах живут обычные люди, которые озабочены не битвой за урожай, а - страшно подумать! - поиском любви.
Титры: «ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ», «Ленфильм», 1972 год. Режиссер: Виталий Мельников. Сценарист: Виктор Мережко. Оператор: Юрий Векслер. В ролях: Людмила Зайцева, Олег Ефремов, Михаил Кононов, Наталья Гундарева, Виктор Павлов и другие. |
|
СНИМАТЬ ИМЕЕМ ПРАВО
Зимой 1972 года от никому не известного на «Ленфильме» Виктора МЕРЕЖКО в редакционный отдел поступил сценарий комедии о сельской жизни. В нем все было не по правилам, а главное, в нем отсутствовали две обязательные темы — соревнование колхозников и становление личности в коллективе.
Зато на первом плане оказался предосудительный любовный треугольник: замужняя многодетная Шурка, ее непутевый муж Митька по прозвищу Имею Право и (о ужас!) участковый милиционер Буров. В общем, у сценария фильма «Здравствуй и прощай» были все шансы оправдать свое название и сгинуть в архивах студии. Однако он приглянулся режиссеру Виталию МЕЛЬНИКОВУ, который давно хотел снять картину о русской женщине, тянущей воз житейских забот. А какие у Мережко сочные диалоги! Чувствовалось, что автор хорошо знает деревенский быт.
Режиссер и драматург познакомились и быстро нашли общий язык. Мельников стремился к этнографической точности, поэтому для съемок выбрали две станицы под Ростовом-на-Дону. Местные казаки оказались настолько артистичными, что ради правды жизни режиссер поручил им почти все эпизодические роли.
КАЗАЧКА
За приглашенных в картину Олега ЕФРЕМОВА и Михаила КОНОНОВА Мельников не беспокоился. С исполнительницей женской роли второго плана тоже проблем не было: выпускница Щукинского училища Наталья ГУНДАРЕВА сразу же почувствовала комедийную природу своего персонажа - Наденки - и сыграла на кинопробах весело и убедительно. Но кто будет главной героиней?
Ни одну из звезд советского экрана не представляли в образе разбитной колхозницы. Все решилось в тот момент, когда в кабинет Мельникова случайно заглянула Людмила ЗАЙЦЕВА. Неповторимая крестьянская грация, хрипловатый хохоток и певучий малороссийский говор... «Шурка!» - одновременно вскричали режиссер и драматург.
Летом начались съемки. Станичники быстро привыкли к киношникам, и, несмотря на то что практически все они были задействованы на площадке, жизнь в селении шла своим чередом. А когда в станице надумали сыграть свадьбу, работу над картиной пришлось прервать на неделю. Зайцева вместе с казачками активно участвовала в подготовке свадебного стола и даже ходила с женщинами купаться на реку.
А вот Гундаревой не повезло: по просьбе режиссера она старалась не появляться лишний раз на солнце, ведь ее героиня - буфетчица - отличалась «городским» цветом кожи. Олег ЕФРЕМОВ по вечерам сидел с селянами на завалинке, обсуждая международное положение. Местные верили ему безоговорочно. В общем, все грани между городом и деревней оказались стертыми.
К актерскому коллективу присоединился и киевский артист Борислав БРОНДУКОВ. Душа компании, он часто исполнял свою любимую песню «Ой, у поли криныченька», которая и стала музыкальной темой картины. Для режиссера и всей съемочной группы большой удачей явилось и то, что фильм снимали вдали от начальников и привезли уже фактически готовым.
КИНО ПРИЕХАЛО!
После шумной московской премьеры творческая группа фильма, захватив коробки с пленкой, прямо из Дома кино поспешила на ростовский поезд. В станице их никто не ждал, но за считанные минуты в клубе собрались все её жители. Из зала вынесли лавки, и люди устроились прямо на полу.
Подобные стихийные сборища без санкции сверху тогда не одобряли. Кто-то из перепуганных местных чиновников постарался легализовать мероприятие. «Товарищи колхозники! - сказал он. - По моему разрешению показую вам за хорошую работу новый фильм под кодовым названием «Здравствуй и прощай». Фильм считаю открытым»
После такого выступления просмотр затянулся на целых три дня. Картину крутили без перерыва, круглосуточно. Виталий Мельников вспоминает: «Мы без конца выходили кланяться, а потом вместе со зрителями снова и снова смотрели нашу ленту. И испытывали непередаваемое счастье от единения с этими людьми».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!