Жаров Михаил Иванович

Жаров Михаил Иванович

  Досье:

Михаил Иванович ЖАРОВ

27.10.1899. – 15.12.1981.

Актёр, Режиссёр

Народный артист РСФСР (1944).
Народный артист СССР (26.10.1949)

Избранная фильмография:

«Царь Иван Васильевич Грозный» (1915)

«Тот, кто получает пощёчины» (1916)

«Аэлита» (1924)

«Папиросница от Моссельпрома» (1924)

«Дорога к счастью» (1925)

«Его призыв» (1925)

«Мисс Менд» (1926)

«Последний выстрел» (1926)

«Случай на мельнице» (1926)

«Тайна Ани Гай» (1927)

«Человек из ресторана» (1927)

«Белый орёл» (1928)

«Два-Бульди-два» (1929)

«Живой труп» (1929)

«Путёвка в жизнь» (1931)

«Двадцать шесть бакинских комиссаров» (1932)

«Мёртвый дом» (1932)

«Окраина» (1933)

«Гроза» (1933)

«Марионетки» (1933)

«Мечтатели» (1934)

«Любовь и ненависть» (1935)

«По следам героя» (1935)

«Три товарища» (1935)

«Возвращение Максима» (1937)

«Пётр Первый» (1937)

«Выборгская сторона» (1938)

«Медведь» (короткометражный) (1938)

«Ошибка инженера Кочина» (1939)

«Степан Разин» (1939)

«Человек в футляре» (1939)

«Богдан Хмельницкий» (1941)

«Оборона Царицына» (1942)

«Секретарь райкома»(1942)

«Актриса» (1943)

«Во имя Родины» (1943)

«Воздушный извозчик» (1943)

«Иван Грозный» (1-я серия) (1944)

«Близнецы»(1945)

«Иван Грозный» (2-я серия) (1945)

«Беспокойное хозяйство» (1946)

«За тех, кто в море» (1947)

«Мичурин» (1948)

«Счастливый рейс» (1949)

«Анна на шее» (1954)

«Девушка с гитарой» (1958)

«Красные листья» (1958)

«Млечный путь» (1959)

«Внимание! В городе волшебник!» (1963)

«Каин XVIII» (1963)

«Старшая сестра» (1966)

«Деревенский детектив» (1968)

«Анискин и Фантомас» (1973)

«И снова Анискин» (1977)

 

Михаил Жаров родился 15 (27 по новому стилю) октября 1899 года в Москве. По другим источникам датой рождения является 27 октября 1900 года. Из рабочей семьи. Отец - Иван Жаров, работал в типографии. Подкидыш, воспитывался в Николаевском приюте и свою фамилию получил от своей наставницы. Мать - Анна Семёновна Жарова (в девичестве Дроздова), из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии. С ранних лет Михаил начал работать. С 1913 года трудился у отца учеником наборщика в типографии. В 1915 году устроился администратором и помощником режиссёра в труппу Оперного театра Зимина. Вскоре ему начали доверять роли статистов. После революции в 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, педагоги - А. П. Зонов и В. М. Бебутов. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы». В 1920 году окончил студию и некоторое время служил в Опытно-героическом театре.

 Участвовал в театральном движении «Синяя блуза» - советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы, от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала прозодежда — свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах. В 1926-1927 и в 1929 годах и играл на сцене Бакинского рабочего театра (ныне Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна), в 1928 году — Казанского Большого драматического театра, в 1930 году — Реалистического театра.

Выступал и как режиссёр театральных спектаклей. В кино дебютировал в 1915 году с небольшой роли опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный». А первую большую роль - красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой - сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жаров показал себя как мастером эпизода - «Его призыв», «Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки».

В фильме «Путевка в жизнь» (1931)

Актер отличался умением найти для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет. Широкую известность получил в 1930-е годы. Его приглашали самые известные советские режиссёры. У Н. В. Экка, в первом советском художественном звуковом фильме «Путёвка в жизнь» он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана, у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — весёлого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Пётр Первый», 1937—1938).

В фильме «Пётр Первый» (1937)

В фильме режиссера И. М. Анненского исполнил громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), сыграл жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына»), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный»). Во время войны заметными работами стали главные роли в фильмах «Воздушный извозчик» (Иван Кузьмич Баранов), «Во имя Родины» (военфельдшер Иван Иванович Глоба).

В фильме «Юность Максима» (1937)

В активе актера яркая главная роль в комедии Константина Юдина «Близнецы», в которой он сыграл Вадима Спиридоновича Еропкина, начальника базы Горторга. Широко популярными в народе стали фразы его героя: "Еропкин сказал, значит - ВСЁ!"; "Я подымусь на дно морское, я опущусь под облака!"; "Еропкин на проводе! Милиция? По розыску меня? За что? Персональный привет!"; "Взять быка за рога! Помочь Вам воспитать Ваших дармоедиков!"; "Доклад сделать не могу, но выступить экспромтом, зажечь, так сказать, аудиторию, очертить перспективу - это мы сделать сможем!"; "Мне стыдно, что мы живем под одной крышей с гражданкой Брошкиной, что мы дышим одним воздухом с гражданкой Брошкиной и мне хочется открыть пасть и выкрикнуть - ПОЗОР! - говорю по буквам - Пётр, Ольга, Захар, омлет, рафинад! Позор!!!"; "Вы опроцедурили меня всего на 50 процентов!".

В фильме «Анна на шее» (1954)

Последний его звездный киногерой — сельский милиционер Анискин: «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно. Анискин стал своего рода образцом советского участкового.

В фильме «Анискини Фантомас» (1968)

Член КПСС c 1950 года. Резко негативно относился к советским диссидентам, в частности, к А.И. Солженицыну. Известно его высказывание в адрес Солженицына: «Этому сукиному сыну нет места среди нас». Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР. Написал книгу «Жизнь, театр, кино».

Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года в Москве. На бумагах в его кабинете осталась записка: «Скоро вернусь. Ничего не трогать!». Похоронен на Новодевичьем кладбище В Москве, на доме, где жил актёр, установлена мемориальная доска.

Личная жизнь Михаила Жарова: Четыре раза был женат. Первая жена - Надежда Гузовская (он называл ее Дина), заслуженная учительница, преподавательница русского языка. Состояли в браке с 1919-го по 1928-й. У пары родился сын Евгений (1921-1995).

Дина Гузовская - первая жена Михаила Жарова

 

Евгений Жаров - сын Михаила Жарова

Вторая жена - Людмила Полянская. Брак продлился в период 1928-1942 годов. У пары родилось двое сыновей, умершие в младенчестве. Расставаясь с Людмилой Полянской, Жаров оставил ей большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего, даже свои любимые книги.

Третья жена - Людмила Васильевна Целиковская, известная советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР. Брак продлился пять лет - в 1943-1948 годы. Расстались, когда у Целиковской начался роман с К. Алабяном, жившим с ними в одном дворе. Некоторое время Людмила пыталась скрывать свой роман, но Жаров в итоге все узнал, разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом. Позже Целиковская говорила: "О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим".

Михаил Жаров и Людмила Целиковская

Четвёртая жена - Майя Гельштейн-Жарова (1930-1991), дочь известного врача-кардиолога Э. М. Гельштейна. Он познакомился с ней, отдыхая в Истринском санатории. Она была на тридцать лет моложе его. Поженились в 1949 году. У пары родились две дочери - Анна (1951 г.р.), актриса Малого театра и Елизавета (1953 г.р.), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».

Михаил Жаров с женой Майей и дочерьми

Михаил Жаров с женой Майей

kinofan.ucoz.club © 2018