Жаров Михаил Иванович
Досье: Михаил Иванович ЖАРОВ 27.10.1899. – 15.12.1981. Актёр, Режиссёр. Народный артист РСФСР (1944) Народный артист СССР (1949) Избранная фильмография: «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915) «Тот, кто получает пощечины» (1916) «Аэлита» (1924) «Папиросница от Моссельпрома» (1924) «Дорога к счастью» (1925) «Его призыв» (1925) «Мисс Менд» (1926) «Последний выстрел» (1926) «Случай на мельнице» (1926) «Тайна Ани Гай» (1927) «Человек из ресторана» (1927) «Белый орёл» (1928) «Два-Бульди-два» (1929) «Живой труп» (1929) «Путёвка в жизнь» (1931) «Двадцать шесть бакинских комиссаров» (1932) «Мертвый дом» (1932) «Окраина» (1933) «Гроза» (1933) «Марионетки» (1933) «Мечтатели» (1934) |
«Любовь и ненависть» (1935) «По следам героя» (1935) «Три товарища» (1935) «Возвращение Максима» (1937) «Пётр Первый» (1937) «Выборгская сторона» (1938) «Медведь» (короткометражный) (1938) «Ошибка инженера Кочина» (1939) «Степан Разин» (1939) «Человек в футляре» (1939) «Богдан Хмельницкий» (1941) «Оборона Царицына» (1942) «Секретарь райкома» (1942) «Актриса» (1943) «Во имя Родины» (1943) «Воздушный извозчик» (1943) «Иван Грозный» (1-я серия) (1944) «Беспокойное хозяйство» (1946) «За тех, кто в море» (1947) «Мичурин» (1948) «Счастливый рейс» (1949) «Анна на шее» (1954) «Девушка с гитарой» (1958) «Красные листья» (1958) «Млечный путь» (1959) «Внимание! В городе волшебник!» (1963) «Каин XVIII» (1963) «Старшая сестра» (1966) «Деревенский Детектив» (1968) «Анискин и Фантомас» (1973) «И снова Анискин» (1977) |
Михаил Жаров родился 15 (27 по новому стилю) октября 1899 года в Москве. По другим источникам датой рождения является 27 октября 1900 года. Из рабочей семьи. Отец - Иван Жаров, работал в типографии. Подкидыш, воспитывался в Николаевском приюте и свою фамилию получил от своей наставницы. Мать - Анна Семёновна Жарова (в девичестве Дроздова), из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии. С ранних лет Михаил начал работать. С 1913 года трудился у отца учеником наборщика в типографии.
В 1915 году устроился администратором и помощником режиссёра в труппу Оперного театра Зимина. Вскоре ему начали доверять роли статистов. После революции в 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, педагоги - А. П. Зонов и В. М. Бебутов. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы». В 1920 году окончил студию и некоторое время служил в Опытно-героическом театре.
Участвовал в театральном движении «Синяя блуза» - советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы, от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовало с начала 1920-х до 1933 года. Название дала прозодежда - свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах. В 1926 - 1927 и в 1929 годах играл на сцене Бакинского рабочего театра (ныне Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна), в 1928 году - Казанский Большой драматический театр, в 1930 году Реалистический театр. Выступал и как режиссер театральных спектаклей.
В кино дебютировал в 1915 году с небольшой роли опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный». А первую большую роль - красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой - сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жаров показал себя как мастером эпизода - «Его призыв», «Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки».
В фильме «Путёвка в жизнь» (1931)
Актер отличался умением найти для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша.
Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, оживляя своим присутствием любой, даже серьезный сюжет. Широкую известность получил в 1930-е годы. Его приглашали самые известные советские режиссеры. У Н. В. Экка, в первом советском художественном звуковом фильме «Путёвка в жизнь» он сыграл одну из самых известных своих ролей - бандита Жигана, у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга - самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», (1937) и «Выборгская сторона» (1938), у В. М. Петрова - веселого озорника Кудряша («Гроза» (1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меньшикова («Пётр Первый» (1937-1938)
В фильме «Пётр Первый»(1937)
В фильме реиссера И. М. Анненского исполнил громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), сыграл жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре» (1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее» (1954), у братьев Васильевых - удалого казака Перчихина («Оборона Царицына»), у С. М. Эйзенштейна - Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный». Во время войны заметными работами стали главные роли в фильмах «Воздушный извозчик» (Иван Кузьмич Баранов), «Во имя Родины» (военфельдшер Иван Иванович Глоба).
В фильме «Юность Максима» (1937)
В активе актера яркая главная роль в комедии Константина Юдина «Близнецы», в которой он сыграл Вадима Спиридоновича Еропкина, начальника базы Горторга. Широко популярными в народе стали фразы его героя: «Еропкин сказал, значит - ВСЁ!»; «Я подымусь на дно морское, я опущусь под облака!»; «Еропкин на проводе! Милиция? По розыску меня? За что? Персональный привет!»; «Взять быка за рога! Помочь Вам воспитать Ваших дармоедиков»; «Доклад сделать не могу, но выступить экспромтом, зажечь, так сказать аудиторию, очертить перспективу - это мы сделать сможем»; «Мне стыдно, что мы живём под одной крышей с гражданкой Брошкиной, что мы дышим одним воздухом с гражданкой Брошкиной и мне хочется открыть пасть и выкрикнуть - ПОЗОР! - говорю по буквам - Пётр, Ольга, Захар, омлет, рафинад! Позор!!!»; «Вы опроцедурили меня всего на 50 процентов!».
В фильме «Анна на шее» (1954)
Последний его звездный киногерой - сельский милиционер Анискин: «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Его Анискин - деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить правильно, разумно. Анискин стал своего рода образцом советского участкового.
В фильме «Анискин и Фантомас» (1968)
Член КПСС с 1950 года. Резко негативно относился к советским диссидентам, в частности, к А. И. Соеницыну. Известно его высказывание в адрес Соеницина: «Этому сукиному сыну нет места среди нас». Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематорафистов СССР. Написал книгу «Жизнь, театр, кино».
Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года в Москве. На бумагах в его кабинете осталась записка: «Скоро вернусь. Ничего не трогать!». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, на доме, где жил актёр, установлена мемориальная доска.
Личная жизнь Михаила Жарова: Четыре раза был женат. Первая жена - Надежда Гузовская (он называл её Дина), заслуженная учительница, преподаватель русского языка. Состояли в браке с 1919 по 1928-й. У пары родился сын Евгений (1921 - 1995)
Дина Гузовская - первая жена Михаила Жарова
Евгений Жаров - сын Михаила Жарова
Вторая жена - Людмила Полянская. Брак продлился с 1928 по 1942 год. У пары родилось двое сыновей, умершие в младенчестве. Расставаясь с Людмилой Поянской, Жаров оставил ей большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего, даже свои любимые книги.
Третья жена - Людмила Васильевна Целиковская, известная советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР. Брак продлился пять лет (1943 - 1948). Расстались, когда у Целиковской начался роман с К. Алабяном, жившим с ними в одном дворе. Некоторое время Людмила пыталась скрывать свой роман, но Жаров в итоге все узнал, разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микро инфарктом. Позже Целиковская говорила: «О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим».
Михаил Жаров и Людмила Целиковская
Четвёртая жена - Майя Гельштейн-Жарова (1930-1991), дочь известного врача-кардиолога Э. М. Гельштейна. Он познакомился с ней, отдыхая в Истринском санатории. Она была на тридцать лет моложе его. Поженились в 1949 году. У пары родились две дочери - Анна (1951г.р.), актриса Малого театра и Елизавета (1953г.р.), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм»
Михаил Жаров с женой Майей и дочерьми
Михаил Жаров с женой Майей