«ЖЕРТВА ЛЮБВИ»
Судьба к Андрею Мягкову была не менее жестока, чем к несчастной бесприданнице: он и в огне страсти горел, и в воде тонул...
Титры: «ЖЕСТОКИЙ РОМАНС» «Мосфильм», 1984 год. По мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Режиссер и сценарист: Эльдар Рязанов. Оператор: Вадим Алисов. Композитор: Андрей Петров. Текст песен: Беллы Ахмадулиной и Эльдара Рязанова. В ролях: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, |
|
Алиса Фрейндлих, Георгий Бурков, Алексей Петренко, Виктор Проскурин и другие. |
НАЗАД К КЛАССИКЕ
После «Вокзала для двоих» Эльдар РЯЗАНОВ собирался экранизировать остросоциальную пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», но... умер Брежнев. «И началось трусливое ожидание перемен, — вспоминает режиссер. - Никто из чиновников не знал, что будет можно, а что нельзя». Когда же стало ясно, что ничто острое на экран не попадет, Рязанов решил отложить «Елену Сергеевну» до поры до времени (осуществить задуманное ему удалось лишь в 1989 году) и обратился к «Бесприданнице» Островского.
Режиссер взял на себя смелость несколько «подправить» оригинал, позаимствовав отдельных героев у самого же Островского, например Робинзона, блистательно сыгранного Георгием БУРКОВЫМ, из пьесы «Лес».
«Главное, - полагал Рязанов, - не навязывать персонажу ничего, что чуждо его природе». Кроме того, он включил в киноленту много музыкальных произведений (композитор Андрей ПЕТРОВ) и дал картине название «Жестокий романс». Конечно, подобное прочтение классики принимали не все. И режиссер решил заручиться поддержкой Нины АЛИСОВОЙ, мнением которой дорожил, - она сыграла Ларису Огудалову в знаменитом фильме «Бесприданница» Якова ПРОТАЗАНОВА.
«У нас состоялся сердечный разговор, — вспоминает Эльдар Александрович. – И Нина Ульяновна пожелала мне успеха, сказав, что будет с нетерпением ждать картину». По иронии судьбы оператором фильма стал сын актрисы Вадим АЛИСОВ. Без его великолепной работы фильмы Рязанова «Гараж», «Вокзал для двоих», «Андерсен. Жизнь без любви» были бы другими.
«БЕЛОМОР ДЛЯ БЕСПРИДАННИЦЫ»
Эльдар Александрович хотел, чтобы Паратова и Карандышева сыграли Никита МИХАЛКОВ и Андрей МЯГКОВ. Трудную задачу ставил он перед исполнительницей роли старшей Огудаловой. Харита Игнатьевна, внушавшая отвращение тем, что торговала дочерью, иной раз должна была вызывать сочувствие.
«Именно желание отразить совокупность всех этих качеств побудило меня пригласить блистательную Алису ФРЕЙНДЛИХ», - объяснял свое решение Рязанов. Однако худсовет против ее кандидатуры возражал: такая актриса не должна играть «сугубо отрицательный персонаж». Но режиссеру удалось убедить всех в том, что мать Ларисы просто несчастная женщина.
Больше всего проблем возникло с претенденткой на главную роль. Тут уж возражали все! Лариса ГУЗЕЕВА приехала на пробы в рваных джинсах, стоптанных сандалиях, ее длиннющие ногти были раскрашены в разные цвета, а в волосы вплетены монетки. «Я курила «Беломор», сквернословила, - рассказывает актриса. - Короче говоря, не очень-то походила на скромную девушку из пьесы Островского». В отличие от героини «Бесприданницы» Лариса не стала бы страдать из-за безответной любви: «О чем горевать? На место одного мужчины тут же приходят пятнадцать».
Но актрису переодели, загримировали — и перед съемочной группой предстала девушка эпохи Островского. «Не во всем я был уверен, когда утверждал ее на роль, - рассказывал Эльдар Александрович. – Лариса актерской профессией практически не владела, поэтому намучились мы с ней немало». Все поддерживали ее, делились своим опытом. А Гузеева вкладывала в роль свои переживания. «Трагические сцены, которые она сыграла с высочайшим накалом, - признавал режиссер, - это не результат актерского мастерства, а ее горестная исповедь».
АХ, БЕЛЫЙ ТЕПЛОХОД!
В картине использованы всего лишь две декорации, все остальные съемки натурные. Интерьеры дома Огудаловых были созданы в павильоне «Мосфильма», а двор построили в Костроме, на высоком берегу Волги. Квартиру Карандышева нашли в Москве, в одном из особняков в Кропоткинском переулке.
Отыскали и действующий колесный пароход, правда не конца XIX, а начала XX века. Именно из-за этого парохода съемки чуть было не закончились трагедией. «Это случилось 20 сентября 1983 года, - вспоминает Рязанов. - Мы снимали сцену, как Карандышев нанимает лодку и отправляется на «Ласточку», куда компания богачей увезла его невесту. Он отгребает от берега, и мимо его лодки проплывает колесный буксир «Самара».
Первый дубль не удался: буксир прошлепал колесами далеко от лодки. Началась съемка второго дубля, Мягков прыгнул в лодку. Но никто не подозревал, что огромные трехметровые чугунные лопасти пароходного колеса образуют сильное течение. Буквально за две секунды лодка с артистом исчезла под лопастями колеса. Капитан на мостике скомандовал: «Стоп машина!» — но было поздно. Мы в ужасе замерли. Наконец через несколько секунд всплыли на поверхность раздробленные доски. И стало ясно: Андрей погиб. Жуткая тишина повисла над водой».
К счастью, Мягкову удалось выплыть. Это было невероятно! На нем не было ни царапины. Актер потом говорил, что его спас Бог. Сегодня члены съемочной группы вспоминают и смешное. Когда голова Андрея Мягкова вынырнула из водоворота, какой-то мальчик на берегу закричал: «Смотри, а дядя-то стал лысый!» С головы Мягкова смыло парик...
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!