«Жестокий романс» (1984)

«ЖЕРТВА ЛЮБВИ»

Судьба к Андрею Мягкову была не менее жестока, чем к несчастной бесприданнице: он и в огне страсти горел, и в воде тонул...

  Титры:

«ЖЕСТОКИЙ РОМАНС»

«Мосфильм», 1984 год.

По мотивам пьесы

А. Н. Островского

«Бесприданница».

Режиссер и сценарист:

Эльдар Рязанов.

Оператор:

Вадим Алисов.

Композитор:

Андрей Петров.

Текст песен:

Беллы Ахмадулиной

и Эльдара Рязанова.

В ролях:

Лариса Гузеева,

Никита Михалков,

Андрей Мягков,

Алиса Фрейндлих,

Георгий Бурков,

Алексей Петренко,

Виктор Проскурин

и другие.

 

НАЗАД К КЛАССИКЕ

После «Вокзала для дво­их» Эльдар РЯЗАНОВ соби­рался экранизировать остро­социальную пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», но... умер Бреж­нев. «И началось трусливое ожидание перемен, — вспо­минает режиссер. - Никто из чиновников не знал, что будет можно, а что нельзя». Когда же стало ясно, что ничто острое на экран не попадет, Рязанов решил отложить «Елену Сергеевну» до поры до времени (осуществить за­думанное ему удалось лишь в 1989 году) и обратился к «Бесприданнице» Островско­го.

Режиссер взял на себя смелость несколько «под­править» оригинал, позаим­ствовав отдельных героев у самого же Островского, на­пример Робинзона, блиста­тельно сыгранного Георгием БУРКОВЫМ, из пьесы «Лес».

«Главное, - полагал Рязанов, - не навязывать персонажу ничего, что чуждо его приро­де». Кроме того, он включил в киноленту много музыкаль­ных произведений (компози­тор Андрей ПЕТРОВ) и дал картине название «Жестокий романс». Конечно, подобное прочтение классики прини­мали не все. И режиссер ре­шил заручиться поддержкой Нины АЛИСОВОЙ, мнением которой дорожил, - она сы­грала Ларису Огудалову в знаменитом фильме «Бес­приданница» Якова ПРОТА­ЗАНОВА.

«У нас состоялся сердечный разговор, — вспо­минает Эльдар Александро­вич. – И Нина Ульяновна по­желала мне успеха, сказав, что будет с нетерпением ждать картину». По иронии судьбы оператором фильма стал сын актрисы Вадим АЛИСОВ. Без его великолеп­ной работы фильмы Рязано­ва «Гараж», «Вокзал для дво­их», «Андерсен. Жизнь без любви» были бы другими.

«БЕЛОМОР ДЛЯ БЕСПРИДАННИЦЫ»

Эльдар Александрович хо­тел, чтобы Паратова и Карандышева сыграли Никита МИ­ХАЛКОВ и Андрей МЯГКОВ. Трудную задачу ставил он пе­ред исполнительницей роли старшей Огудаловой. Харита Игнатьевна, внушавшая от­вращение тем, что торговала дочерью, иной раз должна была вызывать сочувствие.

«Именно желание отразить совокупность всех этих ка­честв побудило меня пригла­сить блистательную Алису ФРЕЙНДЛИХ», - объяснял свое решение Рязанов. Одна­ко худсовет против ее кандида­туры возражал: такая актриса не должна играть «сугубо от­рицательный персонаж». Но режиссеру удалось убедить всех в том, что мать Ларисы просто несчастная женщина.

 

Больше всего проблем возникло с претенденткой на главную роль. Тут уж возра­жали все! Лариса ГУЗЕЕВА приехала на пробы в рваных джинсах, стоптанных санда­лиях, ее длиннющие ногти были раскрашены в разные цвета, а в волосы вплетены монетки. «Я курила «Беломор», сквернословила, - рассказы­вает актриса. - Короче гово­ря, не очень-то походила на скромную девушку из пьесы Островского». В отличие от героини «Бесприданницы» Лариса не стала бы страдать из-за безответной любви: «О чем горевать? На место одного мужчины тут же при­ходят пятнадцать».

 

Но актрису переодели, за­гримировали — и перед съе­мочной группой предстала де­вушка эпохи Островского. «Не во всем я был уверен, когда утверждал ее на роль, - рас­сказывал Эльдар Александро­вич. – Лариса актерской про­фессией практически не владела, поэтому намучились мы с ней немало». Все поддер­живали ее, делились своим опытом. А Гузеева вкладывала в роль свои переживания. «Трагические сцены, которые она сыграла с высочайшим накалом, - признавал режис­сер, - это не результат актер­ского мастерства, а ее горест­ная исповедь».

 

АХ, БЕЛЫЙ ТЕПЛОХОД!

В картине использованы всего лишь две декорации, все остальные съемки натурные. Интерьеры дома Огудаловых были созданы в павильоне «Мосфильма», а двор постро­или в Костроме, на высоком берегу Волги. Квартиру Карандышева нашли в Москве, в одном из особняков в Кропот­кинском переулке.

Отыскали и действующий колесный паро­ход, правда не конца XIX, а на­чала XX века. Именно из-за этого парохода съемки чуть было не закончились траге­дией. «Это случилось 20 сен­тября 1983 года, - вспоминает Рязанов. - Мы снимали сцену, как Карандышев нанимает лодку и отправляется на «Лас­точку», куда компания богачей увезла его невесту. Он отгре­бает от берега, и мимо его лодки проплывает колесный буксир «Самара».

 

Первый дубль не удался: буксир про­шлепал колесами далеко от лодки. Началась съемка вто­рого дубля, Мягков прыгнул в лодку. Но никто не подозревал, что огромные трехметровые чугунные лопасти пароходного колеса образуют сильное тече­ние. Буквально за две секунды лодка с артистом исчезла под лопастями колеса. Капитан на мостике скомандовал: «Стоп машина!» — но было поздно. Мы в ужасе замерли. Наконец через несколько секунд всплы­ли на поверхность раздроб­ленные доски. И стало ясно: Андрей погиб. Жуткая тишина повисла над водой».

К счастью, Мягкову удалось выплыть. Это было невероятно! На нем не было ни царапины. Актер потом говорил, что его спас Бог. Сегодня члены съе­мочной группы вспоминают и смешное. Когда голова Андрея Мягкова вынырнула из водо­ворота, какой-то мальчик на берегу закричал: «Смотри, а дядя-то стал лысый!» С головы Мягкова смыло парик...

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

(но если Вы увидите серенький экран –

Это «Мосфильм» хочет, чтобы Вы посмотрели

этот фильм только на странице YouTube,

смело кликайте ссылочку на сером экране

и наслаждайтесь просмотром желаемого фильма!)

kinofan.ucoz.club © 2020 uCoz