1

«Золотой теленок» (1968)

«СТАРШИЙ СЫН ТУРЕЦКОПОДДАННОГО»

В Петербурге, на Итальянской улице, стоит памятник Остапу Бендеру. Если приглядеться, можно заметить, что он удивительно похож на Сергея ЮР­СКОГО - первого «великого комбинатора» в отечественном кино.

 Титры:

«ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК»

«Мосфильм», 1968 год.

Режиссер:

Михаил Швейцер.

Сценарий:

Михаила Швейцар.

(литературная основа Ильи

Ильфа и Евгения Петрова)

В ролях:

Серей Юрский,

Леонид Kypавлев,

Зиновий Гердт,

Евгений Евстигнеев,

Игорь Ясулович,

Павел Винник,

Светлана Старикова,

Тамара Семина,

Михаил Кокшенов.

 

«А НЕЛЬЗЯ БЕЗ БЕНДЕРА?»

Отношение властей к романам Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Зо­лотой теленок» в 50-х годах было непростым. С одной стороны, их авторы - при­знанные классики. С другой - было в их сатире что-то неуловимо оскорбительное, даже опасное... Все попытки кинемато­графистов снять фильм о похождениях «сына турецкоподданного» оказывалась безуспешными.

Четыре года, с 1962 по 1966-й, Ми­хаил ШВЕЙЦЕР обивал пороги высоких начальников, доказывая необходимость экранизации «Золотого теленка». «Чиновник в ЦК прочитал сценарий и сказал, что текст написан мастерски, - расска­зывал режиссер. - А готом добавил: «А нельзя ли снять картину без Остапа Бендера?» Но удача оказалась на стороне Швей­цара: секретарь ЦК КПСС по идеологии Георгий Куницын дал «добро» на съемки.

 

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

На вопрос, кто будет играть в новом фильме, режиссер отвечал: «Наверняка говорить рано. Но хотелось бы работать с Сергеем ЮРСКИМ, Анатолием ПАПАНО­ВЫМ, Роланом БЫКОВЫМ, Евгением ЛЕОНОВЫМ, Леонидом КУРАВЛЕВЫМ, Евгением ЕВСТИГНЕЕВЫМ...» С этими актерами Михаил Александрович или давно дружил, или работал.

Тем не менее роль Остапа примеряли Николай ГУБЕНКО, Александр ПОРО­ХОВЩИКОВ, Владимир ИЛЬИН, Актер Арчил ГОМИАШВИЛИ утверждал, что не смог приехать на пробы в Москву из- за моноспектакля «Золотой теленок», который начал репетировать в Тбилиси. Но Юрский был лучшим.

«Это будет рассказ о человеке, кото­рый, «переходя улицу, не глядел по сто­ронам», - говорил Швейцер в интервью накануне съемок. - Мы не хотим изде­ваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным, обаятель­ным героем пройдет крестный путь «друга Уголовного кодекса» и убедится, что в конце то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую!»

Впоследствии Юрский называл роль Остапа одной из самых удачных. А вот Зиновий ГЕРДТ говорил о своей роли в этом фильме как о «проходной». Ведь он стал Паниковским почти случайно. «С Зямой. - вспоминал Швейцер. - меня познакомила жена (Софья Миль­кина), которую связывали с ним поистине братские отношения. Они были студийцами у Арбузова... Как толь­ко Зямя вышел на съемочную площадку, он сел, вздохнул, начал кряхтеть, и мне стало ясно, что это не просто исполнитель роли Паниковского, а персонаж из жизни».

«Паниковского играешь ты», - реши­тельно заявил Швейцер. «Ни за что! Играть будет Ролик» (Ролан Быков), - пытался возразить Гердт- «Нет, Ролик тоже так считает» - и дискус­сия была завершена. «Я с изумлением смотрел на Гердта, к которому все «при­липало», - спустя годы рассказывал Сергей Юрский, - костюм Паниковского - прилип. Все движения – тоже. Мне казалось, ему даже не пришлось учить роль. Как у Ильфа и Петрова, так и у него текст лился совершенно свободно».

 

ШУРА, ЗЯМА И ОСЯ БЫЛИ ТУТ...

Съемки можно назвать одновременно и легкими и сложными. Легкими - по­тому, что работал коллектив единомышленников, понимавших друг друга с полуслова, сложными - оттого, что все они были актерами востребованными, а значит, крайне загруженными. Куравлев разрывался между «Золотым теленком» и «Вием». Евстигнееву приходилось летать из туркменского городка Небит-Дага, где снимали эпизоды строительства Восточной магистрали, в Москву. Он так уставал, что однажды в Каракумах во время съемок проезда Бендера и Корейко на верблюдах - уснул на спине корабля пустыни и не услышал команду «Мотор!».

Из Туркмении съемочная группа от­правилось во Владимирскую область, в старинный город Юрьев-Польский, кото­рый на целых полтора месяце должен был превратиться в заштатный Арбатов. «На дворе лето тысяча девятьсот шесть­десят седьмого, - писал Юрский в своей книге «Игра в жизнь», — а нам надо было изобразить двадцатые годы. Никаких проблем! С XIX века в этих местах, каза­лось, ничего не изменилось. Обветшало только. Церкви без крестов, облу­пившийся, ничем не торгующий гостиный двор, покосившиеся домишки, дырявые заборы, пыль, а после дождя непроходимые лужи…» Актеров определили на постой к местным жителям. «Своего» хозяина Юрский позвал сниматься в массовке – и тому даже дали роль! В эпизоде первого споявления, но экране Паниковского он сыграл мужика, бредущего с пу­стым ведром навстречу самому невезучему из сыновей лейтенанта Шмидта.

Горожане и сегодня с удовольствием показывают гостям улицы, по кото­рым ходили герои фильма: «А вот это тот самый «арбатский» райисполком, с крыльца которого вышвырнули Паниковского. Теперь там кафе – конечно же, «Золотой теленок». Полюбившимся героям «Золотого теленка» существует множество памятников (см. Альбом: «Памятники киногероям») и вот некоторые из них:

Памятник Остапу Бендеру и Шуре Балаганову,

героям фильма «Золотой теленок», город Бердянск.

Памятник Паниковскому (Зиновий Гердт),

герою фильма «Золотой теленок», город Киев.

Памятник Адаму Козлевичу (Николай Боярский),

герою фильма «Золотой теленок», город Екатеринбург.

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

 

<
kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz