«ОДА ВОЛЬНОСТИ ЛЮБВИ»
Сто восемьдесят лет назад, 14 декабря 1825 года, декабристы вышли на Сенатскую площадь. О том, какую цену заплатил каждый из них за «дум высокое стремленье», рассказал известный режиссер Владимир МОТЫЛЬ в своем фильме «Звезда пленительного счастья».
Титры: «ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ» «Ленфильм», 1975 год. Режиссер: Владимир Мотыль. Сценарий: Владимир Мотыль, Марк Захаров, Олег Осетинский. Музыка: Исаак Шварц. Текст песни: Булат Окуджава. В ролях: Алексей Баталов (Трубецкой), Ирина Купченко (Трубецкая), Игорь Костолевский (Анненков), Ева Шикульска (Полина Гебль), Наталья Бондарчук (Волконская), Олег Стриженов (Волконский), Василий Ливанов (Николай I), Олег Янковский (Рылеев), |
|
Аркадий Трусов (Федор), Михаил Кокшенов (Никитка), Александр Пороховщиков (Пестель), Владислав Стржельчик (Лаваль), Татьяна Федорова (жена Рылеева), Иннокентий Смоктуновский (Цейдлер), Михаил Боярский (один из декабристов), Олег Даль (начальник охраны). |
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К «ЗВЕЗДЕ»
Желание снять картину о декабристах возникло у Владимира Мотыля давно. Первой попыткой его осуществить стала сценарная заявка на фильм «Кюхля» по роману Ю. Тынянова. Но в Госкино ответили отказом. Тогда известный режиссер предложил снять фильм «Декабристы» по сценарию Геннадия Шпаликова и Иосифа Маневича, где главным героем был Петр Каховский. И этот проект отклонили.
В начале семидесятых, приехав во Францию, Владимир Мотыль случайно нашел книгу мемуаров француженки Полины Гебль, супруги декабриста Ивана Анненкова. Она в красках описала историю своей любви, трудный путь в Сибирь, куда она последовала за сосланным на каторгу женихом, их скромное венчание в деревенской церкви, быт в ссылке.
Под впечатлением этой истории режиссер создал сценарий с иной сюжетной линией - основным стали судьбы героев и подвиг их жен. Но в Госкино эту идею тоже зарубили: «Главная героиня фильма француженка?! Это неприемлемо! Вспоминая о женах декабристов, всегда говорим о подвиге русских женщин! При чем здесь парижская модистка?!»
Однако Владимир Мотыль не собирался отказываться от своей затеи и вместе с Марком Захаровым и Олегом Осетинским написал новый сценарий, в котором француженка стала одной из ведущих героинь наряду с другими женами. И добро на запуск фильма было получено, но на этом проблемы режиссера не закончились.
На производство «Звезды пленительного счастья» планировалось выделить 3,5 миллиона рублей. Но Госкино в лице руководителя Филиппа Ермаша урезал смету до 1,5 миллиона. На такую сумму нельзя было снять и половину фильма, однако в Ленинграде Мотыль все-таки приступил к работе. Съемоч ной группе пришлось экономить буквально на всем.
Но помощь режиссер все же получил. Так, директор Эрмитажа Борис Пиотровский разрешил кинематографистам снимать в интерьерах Зимнего дворца, а музейные работники предоставили реквизит.
А сибиряки, узнав, что снимают картину о декабристах и съемочная группа испытывает финансовые затруднения, по рисункам ссыльных построили острог, отказавшись от платы за труд и использованный материал. Их примеру последовали и люди из массовки.
Главным консультантом в картине был Леонид Леонидович Оболенский, который учил исполнительниц аристократическим манерам. «Они были красивы, молоды, но вели себя как актрисы, играющие роль аристократок, - вспоминал он позже, - Я же пытался добиться того, чтобы они почувствовали себя представительницами благородных семейств, чтобы каждый их жест и взгляд соответствовал образу».
На съемочной площадке как-то раз возник спор, могла ли княгиня Трубецкая носить на жемчужной нитке тоненький золотой или жемчужный крестик. Некоторые знатоки истории возражали, что такого не могло быть, - подобные украшения, мол, достойны лишь простолюдинок.
Другие утверждали обратное: дворянка, как все христианки, носила крестик. В Эрмитаже Леонид Леонидович среди Представленных в экспозиции нарядов того времени обнаружил туалет английской леди: шикарное платье и к нему на бархатной ленте, завязанной бантом, маленький жемчужный крестик.
Однажды Оболенский приехал на съемку эпизода встречи Пушкина с Марией Волконской. «Почему у вас Пушкин в цилиндре?!» - возмутился специалист. «Везде, что в книгах, что в кино, - Пушкин в цилиндре», - ответил художник по костюмам. Леонид Оболенский тяжело вздохнул: «При гуляльном костюме цилиндр не носили». И, подав исполнителю роли поэта широкополую шляпу вроде «стетсона», процитировал «Евгения Онегина»: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар...»
Впоследствии Владимира Мотыля заставили вырезать все эпизоды с Пушкиным. Кому насолил поэт, неизвестно. С трудом удалось сохранить в фильме строки из послания его к декабристам, которые читает за кадром Наталья БОНДАРЧУК.
ЗВЕЗДА КАВАЛЕРГАРДА
На роль поручика Анненкова Владимир Мотыль пригласил молодого, тогда еще неизвестного актера Игоря КОСТОЛЕВСКОГО. Высокое руководство недоумевало: «Не революционер, а какой-то хилый интеллигент!» Мотыль пытался доказывать, что декабристы были интеллигентами.
Один чиновник даже изумился: «Как, разве они были не рабоче-крестьянского происхождения?!» Владимир Мотыль был вынужден выслушать лекцию о том, как должны выглядеть настоящие революционеры, но остался при своем мнении, решив снимать Костолевского на свой страх и риск. А когда начальство интересовалось, кто играет Анненкова, неизменно отвечал: «Молодой, но очень талантливый актер. Вы его сами утверждали, разве не помните?!».
На съемках «Звезды пленительного счастья» Игорь Костолевский проявил себя не только как прекрасный актер, но и как сильный, мужественный человек. Чтобы овладеть верховой ездой, он поступил в конноспортивную школу. В первый съемочный день снимали эпизод в Петропавловской крепости, куда был заключен поручик.
В каземате - ужасный холод, температура опускалась до нуля. Костолевского облачили в тюремную робу, заковали в кандалы и ушли... на технический перерыв. Там, в невыносимом холоде, страдающий от дикой боли (накануне актеру удалили зуб), с тяжелеными кандалами, которые не позволяли свободно передвигаться, артист простоял около трех часов: о нем просто забыли. Потом начали снимать. Этот эпизод оказался одним из лучших в фильме.
ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА
Наталья Бондарчук с юных лет восхищалась подвигом жен декабристов. «Мне было одиннадцать лет, - рассказывала актриса, - когда мамина сестра подарила мне книгу «Записки Марии Николаевны Волконской». Я с наслаждением читала ее, открывая для себя образ необыкновенной женщины. Услышав, что режиссер Владимир Мотыль собирается снимать «Звезду пленительного счастья», я радостно закричала: «Мамочка! Мою Волконскую снимать будут!» И произошло чудо - через три дня позвонил ассистент режиссера и пригласил меня именно на эту роль». С тех пор, приезжая в Сибирь, Наталья Сергеевна старается обязательно посетить дом своей героини.
Ирина КУПЧЕНКО тоже побывала на могилах княгини Екатерины Трубецкой и ее дочери в заброшенном монастыре в Иркутске. Жена Игоря Костолевского - французская актриса Консуэло де Авиланд, в детстве она прочитала книгу о российских дворянах-революционерах и подвиге их жен, после чего заявила родителям: «Я хочу выйти замуж за декабриста!»
Родители отшутились: мол, где мы тебе декабриста найдем? С годами эта история стала семейной легендой. А желание актрисы все-таки исполнилось, правда она стала женой кинодекабриста.
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!